Мораторий на рост налоговой нагрузки действует с 2015 года. Поэтому прямо увеличить налоги не получится. Однако бюджет остро нуждается в деньгах. Пополнить бюджетную копилку позволяют способы косвенного (скрытого) повышения налоговых платежей.
Министр финансов в конце июля сообщил о бюджетном дефиците в размере 4% ВВП и снижении доходов на 12% к уровню прошлого года. Примерно в те же сроки ФНС отрапортовала о повышении налоговых поступлений за полугодие на 3, 8%. Как нарастить налоговые платежи, если доходы падают, а ставки повышать нельзя? Расширить налоговую базу и жестко администрировать уплату налогов.
Пример первого подхода – замена инвентаризационной стоимости на кадастровую для расчета налога на имущество. При этом ставки сохранены или даже немного понижены на переходный период, пока «приживается» новый порядок расчета налога.
Еще способ – ликвидировать налоговые льготы, введенные по принципу «чтоб было, раз есть налог». Первая волна сокращений прошла с появлением второй части НК РФ. Ревизия идет и сейчас, пересматриваются принципы их предоставления. Самыми эффективными признаны адресные, они же – точечные льготы.
Так, услуги по перевозке пассажиров пригородными электричками вывели из состава не облагаемых НДС, одновременно установили нулевую ставку налога (Федеральный закон от 06.04.2015 № 83-ФЗ). Тем самым остановлен неконтролируемый рост цен за счет применения вычета «входящего» налога. Относительный баланс спроса и предложения привел к расширению налоговой базы по налогу на прибыль (за счет роста оборачиваемости денежных средств). Льгота по налогу на имущество организаций тесно привязана к виду деятельности: льготируется только имущество для определенных целей и только отдельных компаний
Адресными льготами удобно стимулировать любые инвестиционные проекты, причем источником инвестиций служат и внутренние ресурсы организации. Амортизационная премия, например, доступная всем компаниям. Они сами решают, нужно ли сразу списывать значительную часть затрат в расходы. Если же идет, скажем, обновление оборудования, реконструкция, то амортизационная премия становится элементом инвестиций, направленных в конечном итоге все на то же расширение налоговой базы и рост налоговых платежей. Ту же цель преследует инвестиционная льгота в региональных проектах, однако право на нее не так просто обосновать и подтвердить.
В отраслях, которые срочно нужно поддержать и восстановить, мобильным регулятором уровня налогового бремени выступает ставка налога. Субъекты РФ могут снижать ставку налога на упрощенке от 1 до 6 процентов в зависимости от категории плательщика (объект «доходы»). Или установить нулевую ставку в зависимости от вида деятельности (объект «доходы минус расходы»). Для новеньких упрощенцев, занятых социально значимой деятельностью, вводятся налоговые каникулы. Высвобожденные средства в среднесрочной перспективе обернутся опять-таки расширением налоговой базы и дополнительными рабочими местами.
Можно приводить и другие примеры. Часть плательщиков освободилась от обязанности платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Это произошло после повышения среднеквартального порога дохода от реализации с 10 до 15 млн руб. Упростился порядок получения вычета НДС несырьевыми экспортерами: больше не нужно дожидаться, когда соберется полный пакет подтверждающих документов.
Однако налоги мало установить в разумных пределах, их еще нужно собрать. Что предпринимается здесь?
Вменяются новые обязанности налогоплательщикам. Так, физические лица должны сообщать о налогооблагаемом имуществе, если не получают налоговые уведомления. Обратиться с заявлением можно в любую инспекцию.
Ужесточаются санкции. Из недавнего - увеличен штраф за грубое нарушение правил бухгалтерского учета до 5 000 руб. - 10 000 руб. против прежних 2 000 - 3 000 руб. При повторном нарушении штраф удваивается да еще грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. Сюда же гроздь санкций за налоговую отчетность в электронном виде и игнорирование требований налоговиков.
Сокращается количество объектов налоговой тайны. Повышается прозрачность бизнеса, и налоговикам открываются новые возможности для косвенного расчета налоговых платежей в ходе проверок. Одновременно расширяется спектр форм электронной отчетности, что позволяет налоговикам в автоматическом режиме проверить контрольные соотношения по всем налоговым декларациям.
С 2019 года под контроль подпадут доходы и налоговые платежи не только внутри России, но и вне страны. Правовая основа для этого заложена в «Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам». Для РФ она вступила в силу с 1 июля 2015 года. Документ предусматривает автоматический обмен налоговой информацией между компетентными органами стран - участников Многостороннего соглашения. Присоединиться к нему Россия должна с 31 декабря 2018 года (письмо Минфина России от 07.04.2016 № 03-08-05/19761).
Налоги вырастут не сейчас. Это случится, когда будут исчерпаны доступные меры налогового администрирования, легализации бизнеса и создания препятствий для отмывания доходов. Первый звоночек: Счетная палата признала, что за 2013-2015 годы из России выведено 1,2 трлн рублей через однодневки, борьба с которыми неэффективна. Что же, серьезные штрафные санкции узаконены, самое время ужесточить фискальную политику.
Базовый сектор экономики, производство и разработка передовых технологий, вряд ли пострадает, как и социально-ориентированные компании. А вот торговый сегмент ощутит увеличение налогов, в том числе и за счет тиражирования торгового сбора на регионы. Традиционно не обойдут вниманием и сырьевые компании с их ориентацией на добычу, а не переработку сырья.
В достаточно жестких рамках легальное предпринимательство становится выгоднее теневого. Вместо опасного уклонения компаниям имеет смысл всерьез заняться налоговым планированием. Ориентироваться не на лазейки в законе, а на внутренние показатели, бюджетировать расходы с учетом налоговых платежей. Приветствуется разборчивость в связях: даже небольшие грешки контрагентов могут основательно подпортить деловую репутацию, не говоря уже о налоговой истории. Решение социальных вопросов сотрудников – оплата страховок, питания, проезда, обучения, – тоже позволяет рассчитывать на налоговые преференции от государства. Крупный бизнес уже привык играть по правилам. У малого и среднего до 2018 года есть время перестроиться.
Наталья Горбова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур
Начать дискуссию