Бюджетный учет

Сергей Крылов: Как мы автоматизируем бюджетирование

Экономические департаменты малозагруженным не назовешь. Обычно 90% времени сотрудников тратится на сбор информации. Сергей Крылов, руководитель экономической службы «ИНВИТРО» рассказал «Клерк.Ру» о том, как автоматизировать рутинные задачи, увеличить качество данных, закладываемых в бюджет и освободить время сотрудников для стратегически важных задач.
Сергей Крылов: Как мы автоматизируем бюджетирование

Экономические департаменты малозагруженным не назовешь. Обычно 90% времени сотрудников тратится на сбор информации. Сергей Крылов, руководитель экономической службы «ИНВИТРО» рассказал «Клерк.Ру» о том, как автоматизировать рутинные задачи, увеличить качество данных, закладываемых в бюджет и освободить время сотрудников для стратегически важных задач

Какие задачи решают высокие технологии в «ИНВИТРО», в частности, в экономическом департаменте компании?

Медицина вообще высокотехнологичный бизнес. Информационные системы тут играют важную роль, и потребность в них продолжает очень быстро расти. «ИНВИТРО» — крупнейшая медицинская компания в России, она широко представлена на всей территории страны – от Калининграда до Южно-Сахалинска. С 2010-х к этому добавились Украина, Беларусь и Казахстан. Чтобы сеть, состоящая более чем из восьмисот пятидесяти точек продаж и девяти лабораторных комплексов (четыре из которых расположены не в России), работала бесперебойно, нужны развитые информационные технологии. Они позволяют поддерживать высокое качество сервиса и продукта: мы в любой момент можем отследить, где находится конкретный заказ, и что с ним происходит. Если что-то идет не так, важно понимать, на каком этапе произошел сбой, чтобы оперативно его устранить.

Автоматизация позволяет снизить пресловутый «человеческий фактор» и избавиться от большинства ошибок, которые происходят даже при самой грамотной организации. Люди – не роботы и не могут постоянно хорошо выполнять рутинную работу. При этом даже малейшая ошибка в медицинских анализах может дорого обойтись клиенту.

В группе компаний используются самые разные ИТ-продукты, каждый из которых предназначен для своей зоны, но все они связаны. Например, департамент продаж в работе с клиентами прибегает к Microsoft Dynamics CRM, и это же ПО используется для управления программой лояльности, на базе которой мы сейчас развиваем систему бизнес-аналитики.

В работе экономического отдела автоматизация помогает избегать ошибок в расчётах, повысить скорость и качество обработки информации, предоставляемой руководству компании и акционерам. Внедрение ИТ-продуктов высвободило время, которое раньше тратилось на сбор информации вручную, и теперь мы можем использовать его для решения других важных задач, на которые у нас просто не хватало ресурсов.

Как и в большинстве компаний в стране, основа финансового блока «ИНВИТРО» — это 1С, незаменимая в российских реалиях, и MS Excel. В связке с ними работает программа Oracle Hyperion Planning, которая используется для бюджетирования и отчётности.

Когда начался процесс автоматизации бюджетирования в экономическом отделе, и что послужило предпосылками?

Работы по автоматизации бизнес-процессов в экономическом отделе происходят постоянно. В начале мы опирались на средства MS Excel, однако в 2008 году компания выросла настолько, что Exсel больше не мог поддерживать бизнес-процессы на высоком уровне. Руководство встало перед выбором: либо расширять штат сотрудников, чтобы обеспечивать потребности компании, работая со старым ПО, либо внедрять производительную систему бюджетирования. Любой информационный продукт такого класса — дорогое решение, поэтому какое-то время мы серьёзно размышляли над внедрением системы бюджетирования на базе 1С.

В это же время мы познакомились с «КОРУС Консалтинг» и решили привлечь их в качестве консультантов, как намного более опытную компанию. Консультанты системного интегратора «КОРУС Консалтинг», , проанализировав наши процессы, посоветовали другой продукт – Oracle Hyperion Planning. Разница между внедрением 1С и Oracle колоссальна, и мы принимали решение, ориентируясь на возможности программных инструментов и их соответствие целям компании. Основными критериями выбора были гибкость системы и возможность масштабирования. Кроме того, важно было учитывать быстрый рост компании, чтобы не пришлось менять программный продукт после его внедрения. От 1С мы отказались практически сразу — программа не обладала необходимой нам гибкостью и набором инструментов.

В итоге мы выбирали между Oracle Planning и Cognos. Вторым «фильтром» стала критичность ограничений каждой из систем, которую мы определяли по специальной матрице после переговоров с поставщиками. Этот этап дал нам понять, что Hyperion Planning полностью интегрирован с MS Office, у него более простой механизм загрузки данных, есть возможность построения архитектуры на меньшем количестве кубов. А значит меньшие требования к аппаратной части, более простая техническая поддержка и снижение затрат на внесение изменений.

Внедрение проходило в два этапа. В первый год мы занимались только основным бизнесом «ИНВИТРО», отложив вспомогательные сервисы. Результаты, полученные на первом этапе, помогли более четко спроектировать решение для вспомогательных направлений с более сложной методологией.

В это же время у нас появилась задача формирования отчетности МСФО, и опыт внедрения Oracle Planning помог автоматизировать систему отчётности на базе Oracle HFM.

Что вам дало внедрение программных продуктов Oracle Planning?

Общая цель внедрения любых новых программных продуктов — ускорение процессов, снижение затрат и предоставление качественной информации, необходимой для принятия решений, руководству компании, ускорение реакции менеджмента на любые вызовы. Бизнес, который сильно распределен территориально, особенно нуждается в сведении финансовой информации воедино. Бюджетирование – это процесс, который позволяет менеджменту ставить цели и отслеживать их достижение. Общий бюджет группы компаний состоит из бюджетов всех организаций, входящих в её состав, а они, в свою очередь, состоят из бюджетов отделов и т.д. Это множество разрозненных Exсel-документов, сведенных в консолидированный бюджет, своеобразная матрешка.

При этом изменение в одном из файлов может сильно сказаться на общем результате, а проверка — ручной и долгий процесс. Бизнес, который сильно распределен территориально, особенно нуждается в сведении финансовой информации воедино, потому что данных очень много. Работая с таким массивом информации, сложно отследить нарушения методологии в каждом бюджете. Внедрение Oracle Hyperion объединило все системы: если менеджер вносит изменения в один документ, они автоматически появляются во всех связанных с ним документах. При этом заранее настроенные регламенты позволяют быть уверенными в том, что методология нигде не нарушена.

Кроме того, основная проблема Excel — серьёзная потеря ресурсов: около 90% рабочего времени тратится на сбор данных. Теперь же система бюджетирования осуществляет сбор данных самостоятельно, а освободившееся время сотрудников направленно на проверку и аналитику.

Как сотрудники восприняли внедрение, как вы работали с сопротивлением и возражениями?

Любое нововведение всегда порождает противодействие и негатив. Мы готовились к сопротивлению заранее: рассказывали сотрудникам о преимуществах нового ПО ещё до его внедрения, пытались продемонстрировать все выгоды. В больших компаниях нужно продавать человеку идею, показывая плюсы, которые он получит от изменений. Мы узнавали у сотрудников, автоматизация каких процессов, по их мнению, облегчила бы работу, но старались ограничивать полёт фантазии, чтобы исключить автоматизацию ради автоматизации. После сдачи системы в эксплуатацию мы ещё раз собрали обратную связь о том, что можно сделать лучше. Когда вовлекаешь людей в процесс, влиять на конечный продукт им становится интереснее, чем просто сопротивляться. В результате такого подхода, в течение года, нам удалось справиться со всем негативом. Мы слушаем людей и предлагаем им помощь.

Есть ли понимание эффекта от внедрения системы бюджетирования и какие планы по ее развитию стоят перед «ИНВИТРО»?

Ежегодно мы прирастаем на 25%. Согласно данным консолидированной отчетности группы компаний «ИНВИТРО», за 2014 год оборот достиг 8,6 млрд рублей, а за первые шесть месяцев 2015 года выручка с учетом услуг франчайзинговых партнеров достигла 5,7 млрд рублей. Такой динамичный рост требует повышения качества получаемой информации. Использование Excel в качестве основного программного продукта не обеспечивало необходимого уровня.

Oracle Hyperion — дорогая система, однако без неё нам было бы сложно прожить на этом уровне развития. Вложения окупились сполна благодаря повышению точности данных, которые мы предоставляем акционерам и руководству организации, а значит, принятию менеджментом более правильных решений. Внедрение инфраструктурного продукта в одном месте порождает новые возможности во многих других аспектах деятельности. После системы бюджетирования у нас появился автоматизированный инструмент для подготовки МСФО. В данный момент мы работаем над внедрением системы бизнес-аналитики, но для этого нужен целый комплекс других решений, собирающих данные.

Сейчас в компании появляются новые бизнес-проекты, которые надо подключать к системе бюджетирования, методология в них отличается от текущей. Мы также хотим углубиться в базовые расчёты, т.е. планировать не строчку «Итого», а строить, где это возможно, расчеты на основе количественной информации и цен. Необходимую дополнительную информацию мы сможем получить, развивая смежные системы: WMS на складе и ПО для оптимизации логистики. Грандиозная, но пока далёкая идея— это НСИ, нормативно-справочная информация, стандартизирующая и унифицирующая все данные внутри бизнес-структуры. Было бы интересно построить решение, которое будет отслеживать движение информации от момента закупки товарно-материальных ценностей до оказания услуг. Это даст возможность узнавать, в чем заключается ошибка, если услуга не была оказана, связана ли она с действиями персонала или поставщика.

Начать дискуссию

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Интересные материалы

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные