УСН

Выгодно ли быть «упрощенцем»?

Упрощенная система налогообложения введена с 2003 года. И с тех пор многие организации предпочли перейти на «упрощенку». Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. О плюсах и минусах «упрощенки» рассуждает генеральный директор и главный бухгалтер в одном лице Анна Зубкова.

Упрощенная система налогообложения введена с 2003 года. И с тех пор многие организации предпочли перейти на «упрощенку». Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. О плюсах и минусах «упрощенки» рассуждает генеральный директор и главный бухгалтер в одном лице Анна Зубкова.

Побывав на одном бухгалтерском семинаре, я еще раз убедилась в том, что многие бухгалтеры считают упрощенную систему налогообложения неприменимой для фирмы, в которой они работают. И напрасно. Ведь ни для кого не секрет, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги. А «упрощенка» – это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все. К тому же для бухгалтера этот спецрежим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.

Впервые всерьез об упрощенной системе налогообложения я задумалась после того, как мне предложили принять участие в создании фирмы, а затем возглавить ее. Составив бизнес-план с учетом уплаты налогов в обычном режиме, я поняла, что для такой маленькой фирмы, как моя, налоговое бремя слишком велико. И тогда решила сделать еще раз все расчеты с учетом положений главы 26.2 Налогового кодекса. Надо сказать, что полученный результат удовлетворил меня и моих партнеров: объем налоговых выплат снизился в три-четыре раза. В первую очередь это связано, конечно, с тем, что единый налог заменяет собой не только налог на прибыль и имущество организаций, но и ЕСН, и НДС (кроме НДС по импорту).

В нашем случае более приемлемым и экономным оказался вариант налога по ставке 15 процентов от разницы между доходами и расходами. К выбору налоговой базы (доходы или доходы минус расходы) я отнеслась очень внимательно, поскольку поменять ее можно только через три года после начала применения упрощенной системы (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Для расчета мне пришлось рассматривать все расходы в соответствии с требованиями новой редакции главы 26.2 Налогового кодекса. Обратите внимание, что расходы, принимаемые для целей налогообложения в 25-й главе кодекса и главе, посвященной упрощенной системе налогообложения, не совпадают. Особенно ощутимой эта разница была до 1 января 2006 года, когда даже затраты на содержание бухгалтерии не могли уменьшать «упрощенный» налог.

Учла я и особый подход к начислению платежей по обязательному пенсионному страхованию. «Упрощенцы» освобождены от единого социального налога, но должны платить взносы в Пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Причем на сумму начисленных взносов единый налог может быть уменьшен, но не более чем наполовину. Не забыла я и про регрессивную шкалу.

Бухгалтеры фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, должны помнить о некоторых особенностях. Так, на выплаты социального характера (например, оплату путевки на лечение) за счет средств, оставшихся после уплаты единого налога, следует начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. Причина состоит в том, что «упрощенцы» не являются плательщиками налога на прибыль, и поэтому применять норму, установленную пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса, не могут. Именно такой позиции придерживаются налоговая служба и финансовое ведомство (письма Минфина России от 16 февраля 2005 г. № 03-05-02-05/2, УФНС по г. Москве от 29 декабря 2004 г. № 29-09/85341).

Итак, после завершения всех расчетов я решила выбрать «упрощенку». С нового года пункт 2 статьи 346.13 налогового кодекса позволяет вновь образованным компаниям подать заявление о переходе на спецрежим в течение пяти дней после регистрации. Но на практике чаще всего удобнее подать все документы сразу.

А нужен ли бухучет?

Мне – генеральному директору и главному бухгалтеру – было очень приятно узнать, что упрощенная система налогообложения не только снижает налоговую нагрузку, но и не требует ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, далее – Закон «О бухгалтерском учете»). Компании-«упрощенцы» должны вести всего лишь книгу учета доходов и расходов. Но это только на первый взгляд, на самом деле все оказалось сложнее.

Во-первых, у нашей фирмы предполагалось наличие основных средств. Конечно, Налоговый кодекс позволяет «упрощенцам» списывать их стоимость на расходы единовременно при приобретении. Но в то же время Закон «О бухгалтерском учете» не освобождает «упрощенцев» от обязанности ведения бухучета основных средств и нематериальных активов. Правда, Минфин России в письме от 29 января 2003 г. № 04-02-05/ 3/1 указывает, что для этого фирмам достаточно первичных документов (актов приема-передачи объектов основных средств по форме ОС-1, инвентарных карточек по форме ОС-6 и тому подобных).

Во-вторых, вести бухгалтерский учет придется и из-за выплаты доходов учредителям. Об этом говорится в письме Минфина России от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/154. Компании, применяющие общий режим налогообложения, выплачивают их из чистой прибыли (счет 84 Плана счетов бухгалтерского учета). Вот и фирмы, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде распределенной прибыли организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль с использованием метода начислений. Причина интереса главного финансового ведомства к чистой прибыли «упрощенцев» объясняется просто. У «упрощенца» доходы и расходы определяются кассовым способом, поэтому чиновники желают получить дополнительные гарантии, что распределению подверглась только прибыль после налогообложения.

Кроме того, для торговых организаций важен подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. В соответствии с ним стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи, относится на расходы по мере реализации. Методы оценки стандартные: ФИФО, ЛИФО, средней стоимости и стоимости единицы. Но организовать учет списания товаров без ведения бухгалтерского учета практически невозможно.

И, конечно же, у «упрощенцев» остаются обязанности соблюдать общепринятый порядок по ведению кассовых операций и представлять отчеты в органы государственной статистики.

В результате долгих раздумий я решила вести бухгалтерский учет в полном объеме. Однако посчитала, что об этом необязательно знать налоговым инспекторам. В такие подробности деятельности организации я посвящу их только в случае крайней необходимости, например при возникновении конфликтной ситуации. К тому же в рамках малого предприятия организовать параллельный управленческий учет очень затруднительно. Поэтому бухгалтерский учет в моем случае возьмет на себя и функцию управленческого. Есть и еще один плюс бухучета. Если в течение года фирма выйдет за рамки ограничений, установленных для «упрощенцев» статьей 346.12 Налогового кодекса, то мне придется восстановить учет с начала года, начислить все налоги и сдать соответствующие декларации. А ведение бухучета позволит мне максимально упростить эту трудоемкую процедуру.

внимание

Помните, что фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны издать приказ об учетной политике. О том, что должно быть в ней отражено, и стоит ли ее представлять в налоговую инспекцию, рассказано в ПБ № 1, 2006.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть