Ценные бумаги

Бизнес в «нулевые». Мособласть (Весна 1999-го)

У каждого из нас были свои «нулевые». Пытаясь вспомнить их и осознать, я вдруг понял, что это очень не просто, выделить там, что то главное и основное. Как так случилось, что из убытков и развалин дефолта 98-го, мы вдруг начали быстро расти? Откуда брались те деньги и сделки? Куда мы стремились, что искали и где теряли? Известный российский предприниматель Сергей Васильев начинает серию публикаций о том, как существовал российский бизнес в начале 2000 годов.
Бизнес в «нулевые». Мособласть (Весна 1999-го)

Известный российский предприниматель Сергей Васильев начинает серию публикаций о том, как существовал российский бизнес в начале 2000 годов.

НУЛЕВЫЕ. ВСТУПЛЕНИЕ.

У каждого из нас были свои «нулевые». Пытаясь вспомнить их и осознать, я вдруг понял, что это очень не просто, выделить там, что то главное и основное.  Как так случилось, что из убытков и развалин дефолта 98-го, мы вдруг начали быстро расти?

Откуда брались те деньги и сделки? Куда мы стремились, что искали и где теряли?

Это будет длинный извилистый путь из прибылей и убытков, компаний, людей и событий. Бурлящий котёл нулевых.  В нем трудно разобрать детали и вытянуть суть, но именно из этого варева, в результате, и получится то, что мы имеем сейчас. Перед этим дальним странствием, хочется присесть на дорожку, глубоко вдохнуть и перекреститься.

Ну, что же… с Богом... в путь!

— Сергей Васильев

Первые сделки, которые мы начали делать «Русскими Фондами» сразу после дефолта 98-го, были сделки по «агрооблигациям» и другим долгам российских регионов. Именно эти бумаги мы в основном продавали иностранным инвесторам в до-дефолтную пору. Они хотели зарабатывать хорошую доходность, больше, чем по ГКО, и с удовольствием покупали эти бумаги.

Дефолт обрушил рынок, рубль упал в четыре раза, и иностранцы в панке ринулись тогда продавать все, по любой цене. Это и стало нашим основным «бизнесом» в первые годы после дефолта. Мы скупали обесценившиеся облигации у иностранных банков и мелких хедж-фондов почти даром, по цене 15-20% от номинала. Все деньги, что были заработаны до этого, мы бросили в бумаги. Решили рискнуть.

Иностранцы тогда поставили крест на России, но нам-то тут жить. Мы понимали, что областным администрациям все равно придется заплатить, хоть и риск, конечно, был. Минфин России объявил дефолт только по своим ценным бумагам. Формально этот «дефолт» распространялся только на ГКО. Все остальные участники рынка, в частности, Областные Администрации, должны были платить. Но неформально они платить не хотели.

- Если уж федеральный центр не платит, то почему должны платить мы? – отвечали они на наши первые звонки, когда мы стали предъявлять к платежу облигации, по которым наступал срок. И мы шли в суд. С юридической точки зрения наша позиция была безупречна - мы владели облигациями, которые были зарегистрированы в России и оформлены на бирже. Срок платежа по ним наступил, им придется платить. Вопрос был только в сроках.

Наши суды работают неспешно, а тем более тогда, после дефолта. Они были завалены взаимными исками, и судебные тяжбы затягивались. Но все равно, если бы пришлось судиться год или два, а потом получить весь платеж по номиналу, у нас получалась бы сверхдоходность, ведь покупали мы эти бумаги дешево. Но мы готовы были на скидку, нам важнее была скорость сделок. Мы стали договариваться с Администрациями, о том, что они выкупят у нас свои бонды с дисконтом, но без судов. В результате, за 1999-ый мы продали самим же Субъектам их же собственные облигации по цене 50-60%. Выигрывали и мы, так как покупали их всего за 20%, но в выигрыше были и Субъекты, ведь они тоже экономили бюджетные деньги на дисконте в 40-50%.

Уперлись мы только на Московской области.

Мы скупили тогда почти все их бонды, срок платежа по ним наступил, а они все упирались, все ссылались на федеральный «дефолт». Но как-то решать проблему было нужно, и мы договорились на общую встречу, чтобы обсудить, что делать. В тот момент все бумаги были куплены на наши деньги, «Русских Фондов», и на деньги нашего близкого партнера, Виктора Хуако, главы компании «Орион Капитал», он уже давно жил в Москве.

- Если идти встречаться с руководством Области, нужен кто-то еще, нас с тобой недостаточно, - объяснял я Виктору специфику момента и нюансы «русской жизни». - У нас любят и уважают иностранцев, раскланиваются и лебезят перед ними. А если прийти и сказать, что бумагами владеем только мы, «Русские Фонды», и ты, начнутся вопросы, когда и по какой цене мы купили эти бумаги. Да и вообще, на нас нажмут, и мы ничего не получим. Виктор, нам нужна солидная группа как бы «реальных» инвесторов. Тогда шансов договориться будет больше. Нужно найти таких людей, они просто придут, будут сидеть и молчать. Вести беседу будем мы.

Встреча была назначена на утро на Ильинке, где располагалась подмосковная Администрация. С нашей стороны был я, Виктор и три его друга-иностранца, которые согласились поучаствовать в этом спектакле, изображая «реальных» иностранных инвесторов. Со стороны Области был Глава бюджетного Комитета областной Думы, и кто-то из их Правительства. Девять утра, понедельник. Мы расселись за большим столом в кабинете сталинского типа, хозяин кабинета вызвал секретаря и с добродушной улыбкой ее попросил:

- Маша, накрывай.

Тут же на столе появились закусочка, огурчики, грибочки, сало и две запотевшие бутылки водки.

- Ну… за встречу, дорогие наши инвесторы, - предложил Глава Бюджетного Комитета, - мы привыкли радушно принимать дорогих гостей!

Наши молодые иностранные «инвесторы» переглянулись. Они согласились поучаствовать в этом спектакле, но начинать раннее утро понедельника сразу с рюмки водки точно не входило в их планы. Я пытался как-то перевести разговор в деловое русло, но Глава бюджетного комитета лишь уходил от темы и вел свой добродушный и витиеватый разговор, с анекдотами и прибаутками. В общем, становилась понятна отведенная ему роль - забалтывать инвесторов и уводить разговор вдаль.

- Денег у нас сейчас нет, но мы очень любим и уважаем наших дорогих иностранных инвесторов. Приходите еще! – закончил он нашу встречу.

На следующих переговорах торговлю в свои руки взял новый Заместитель Губернатора. Он был из органов и уже не юлил, а вел жесткий разговор.

- Платить мы не будем, у нас сейчас есть гораздо более важные социальные задачи.

Мы предлагали какие-то рассрочки, дисконты, но он стоял упрямо, как скала. Ему были безразличны судебные решения в нашу пользу. Он был уверен, что может затягивать это до бесконечности. Они уже понимали, что иностранные инвесторы разочаровались в России, вернутся сюда не скоро. Зачем же прогибаться? Можно не платить или, как минимум, тянуть время.

P.S.
Этот наш спор с Московской областью длился более года. Мы тоже стали уставать. Нам тоже нужны были деньги, которые мы вложили в эти бумаги. Решение пришло неожиданно. Кроме нас с Московской Областью судился и Гута Банк, их кредит был даже больше, чем сумма по нашим бондам. Ему Область тоже не платила. Там тоже наступал острый конфликт.  И в какой-то момент этого спора, Гуте понадобился дополнительный мощный «аргумент», чтобы уже додавить Область, вместе с нашими бондами они становились самым большим их кредитором. И они выкупили у нас весь объем облигаций. Мы дали им тогда дисконт даже больше, чем предлагали самой Области, продали бумаги и пошли дальше… делать новые сделки.

Перед вами запись в фейсбуке Сергея Васильева, председателя совета директоров  Инвестиционной группы "Русские Фонды". Редакция с разрешения автора публикует эту запись на Клерк.ру.

Комментарии

2

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Интересные материалы

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.