Минфин пришел к выводу, что фискальная нагрузка в России одна из самых низких среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Значит, есть возможности для повышения налогов. Своими выводами ведомство поделилось в очередных «Основных направлениях развития налоговой политки…». У тех, кто ознакомится с предложениями Минфина, вопросы появятся неизбежно.
Фискальная нагрузка на экономику России в 2015 году составила 30,77% ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (34,44%). Без нефтегазовых доходов еще ниже – 21,72%. О корректности методики расчетов, предложенной РСПП, и скрытом росте налогового бремени ведомство умолчало, ведь это не главное. Главное, что ведомство усмотрело возможность пополнить бюджет. Отнюдь не за счет сокращения расходов госаппарата, выведения теневых оборотов или прогрессивного налогообложения доходов.
Поднять пени
Пени за просрочку уплаты налогов предлагается поднять с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования (ключевой ставки ЦБ РФ). Смысл этой меры ускользает, ведь процент по «налоговому кредиту» от государства все равно выгоднее. Банки заимствуют в ЦБ РФ под минимальную ставку, а бизнесу «продают» под значительно более высокий процент. Значит, какая бы доля от ключевой ставки ни пришлась на пени, она всегда будет много меньше ставки по кредиту коммерческого банка. Тупик? Нет, если на самом деле озаботиться тем, чтобы не платить налоги стало невыгодно.
Принять за базу отсчета, к примеру, среднюю ставку по потребительским кредитам. Пени считать не в доле, а в полном размере, а то и выше, чем сама ставка. Размеры ставок и пени обнародовать на официальных порталах и обновлять ежемесячно. Баланс интересов государства и бизнеса поддерживается зеркально: процент за задержку возврата из бюджета переплаты по налогам увеличивается до величины пени за неуплату. Это гипотетическая возможность, Минфин ничего подобного не предлагает. Возможно, потому, что при таком ужесточении от налоговиков ожидается высочайший профессиональный уровень и отказ от трактовок закона в свою пользу. От законотворцев - прозрачные правила вместо расплывчатых формулировок с двойным дном.
Ввести новые налоги для малого бизнеса
Казалось бы, доходов, с которых не удерживается налог, практически не осталось. Однако Минфин усмотрел резервы в «неформальной занятости экономически активного населения». Проще - предпринимательская деятельность без декларирования доходов и уплаты налогов. Всем, кто частным порядком, без регистрации ИП, занимается уборкой, ведением домашнего хозяйства, присмотром за детьми, репетиторством и пр. предложено добровольно уведомить о ведении хозяйственной деятельности. За это обещано освобождение от НДФЛ до 31 декабря 2018 года. Желающие воспользоваться поблажками могли бы включить в доходы как можно большие суммы, если бы знали, с какого момента вести отсчет. Но на это нет и намека. Как нет ясности с документами, которые следует представить, и как подтвердить доход, нужно ли регистрировать ИП в дальнейшем (или проще прикрыть бизнес с 2019 года). Наконец, что подразумевается под «экономически активным населением»? Это лица, которые не достигли пенсионного возраста? Или, среди прочих, пенсионеры, решившие подработать?
Ответ на многие вопросы будет зависеть от того, как по факту назовут предлагаемую меру - налоговой амнистией или каникулами. Разница огромная.
Налоговая амнистия предполагает полную уплату налога с освобождением от пени и штрафа. Иными словами, гражданин должен сам о себе сообщить. Тогда доходы, попадающие под амнистию, можно собирать за три года (срок исковой давности). В рамках налоговых каникул плательщика освобождают от конкретного налога. Расчет на то, что высвобожденные суммы инвестируются в бизнес (и принесут в будущем рост налоговой базы). Но сейчас цель иная - сосчитать тех, кто нелегально занимается частным бизнесом (нередко сезонным), чтобы в дальнейшем обязать их зарегистрироваться в законном порядке и уплачивать налоги.
Пока границы дозволенного четко не обозначены, налогоплательщики вряд ли оценят привлекательность предложенных мер. И начинания Минфина будут восприниматься как очередная порция притеснений небольшого бизнеса.
Вернуть неналоговые платежи в налоги
Чтобы снизить «административную нагрузку на бизнес», Минфин проанализирует все неналоговые платежи. Выявив налоговую природу таких платежей, перенесет их в Налоговый кодекс. Схема несложная: переместили платеж из НК РФ в другой закон – снизили налоговую нагрузку (вспомним ЕСН). Вернули на прежнее место – снизили административную. Так, совсем недавно в кодекс уже вернулись страховые взносы. Очередь за таможенными платежами.
Бизнесу, по большому счету, безразлично, платить налоги или «неналоговые платежи». Если под снижением административной нагрузки Минфин понимает передачу сбора налогов одному ведомству, то ожидания не оправдаются. Изменятся порядок, сроки уплаты, представления отчетности, порядок заполнения платежек. Перестройка информационных систем, освоение новых правил вызовут затраты, появятся новые вопросы. Иное дело - выгода бюджета. Налоговые платежи в нем обезличиваются. Когда те же взносы поступают в фонды, их можно использовать лишь по целевому назначению. Когда платеж индивидуально-обезличен, его можно перераспределять на приоритетные нужды и цели.
Применить антикризисную практику к налогу на прибыль
Все новое – хорошо забытое старое. Кризис повлек снижение налоговых поступлений, рост числа убыточных компаний. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль сейчас можно переносить убытки в течение 10 лет. Этот срок предлагается отменить, выставив другое ограничение - не более 30% текущей налоговой базы. Так уже было на заре формирования налогового законодательства (затем порог поднимали до 50% и даже вовсе отменяли).
Ожидается, что налогоплательщик, который получил убыток и решил его перенести, вынужден будет показать положительную налоговую базу. Чем она выше, тем большую сумму убытка можно перенести, налог не вырастет. Поскольку обнулить налоговую базу теперь не получится, то бюджет будет подпитываться регулярно. Если же в прошлом убыток был существенным, то его часть можно будет учесть и за пределами 10-летнего периода.
Ставка налога на прибыль остается неизменной, однако меняется распределение по уровням бюджета: в федеральный пойдет 3% (вместо нынешних 2), в субъекты – 17% ( против 18 сейчас).
Комментарии
11А что такое ОЭСР?
Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципыпредставительной демократии и свободной рыночной экономики.
Из Википедии.