Отраслевой журнал "Учет в туризме" № 1, 2006
Ранее законодательство устанавливало довольно много льгот по уплате земельного налога. К примеру, его могли не платить государственные или муниципальные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, а также любые учреждения культуры, спорта и туризма. Все эти льготы были прописаны в статье 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». Тем не менее на практике возникало довольно много споров по поводу того, может ли данная организация пользоваться льготой или нет. Один из таких споров описан в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2005 г. № КА-А41/11396-05, которое мы и рассмотрим в нашей статье. Вы еще раз сможете проконтролировать себя – правомерно ли вы пользовались льготой по уплате земельного налога или нет.
Штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ
По этому основанию за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Суть спора
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку общества, в результате чего ему доначислили земельный налог, пени за его несвоевременную уплату, а также штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Основанием для такого решения послужило то, что, по мнению налоговиков, общество неправомерно пользовалось льготой по земельному налогу, установленной статьей 12 Закона РФ «О плате за землю»: оно не уплачивало налог с земельного участка, который был занят спортивными сооружениями.
Однако общество не согласилось с таким решением проверяющих инспекторов и обратилось с иском в арбитражный суд.
Решение суда
Скажем сразу: суд занял сторону общества. При этом суд сослался на следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству, выданному обществу, земельный участок был предоставлен ему для центра туризма, физической культуры и спорта.
Именно в этих целях общество использует земельный участок, который занят зданием спортивного комплекса № 1, административным зданием, а также зданием гостиницы, что подтверждено совокупностью доказательств, которые налоговая инспекция не опровергла.
Учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Такая льгота была установлена в пункте 10 статьи 12 Закона РФ «О плате за землю».
В данном случае общество, представив необходимые документы, доказало, что оно использует спортивные сооружения по их профилю.
Поэтому суд пришел к выводу, что решение налоговой инспекции в данном случае неправомерно.
Уплата земельного налога в 2006 году
Закон РФ «О плате за землю» практически утратил силу. Действующей в нем осталась лишь одна статья – статья 25, которая устанавливает, что считается нормативной ценой земли. Отметим, что нормативная цена земли сейчас применяется для расчета платы за землю в тех регионах, где не установлена кадастровая цена земли.
Вопросы земельного законодательства сейчас регулируются Земельным кодексом РФ, а вопросы уплаты земельного налога – главой 31 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает льготы по его уплате в статье 395. Однако для учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивных сооружений льгот по уплате земельного налога не установлено, поэтому теперь они должны платить за землю наравне с остальными землевладельцами и землепользователями.
Начать дискуссию