Проверка контрагентов

Что такое должная осмотрительность? Как доказать, что ты был в должной степени осмотрительным?

В ходе налоговых проверок очень часто возникает претензия, что проверяемый налогоплательщик не проявил должной осмотрительности в выборе своих контрагентов. А что это такое – должная осмотрительность? Как к ней следует относиться и как отстоять свои интересы в ситуации, когда налогоплательщика обвиняют в непроявлении им должной степени осмотрительности? Ответ на эти вопросы дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
Что такое должная осмотрительность?  Как доказать, что ты был в должной степени осмотрительным?
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

В ходе налоговых проверок очень часто возникает претензия, что проверяемый налогоплательщик не проявил должной осмотрительности в выборе своих контрагентов. А что это такое – должная осмотрительность? Как к ней следует относиться и как отстоять свои интересы в ситуации, когда налогоплательщика обвиняют в непроявлении им должной степени осмотрительности? Ответ на эти вопросы дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Для начала приведу (процитирую) набор обычных фраз, содержащихся в решениях налоговых органов, вынесенных по итогам выездных налоговых проверок на тему непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности, когда налогоплательщика обвиняют в том, что его поставщик является «проблемным» контрагентом.

Инспекция пишет: Организация (условно) «АБВГД», заявленная проверяемым налогоплательщиком в качестве исполнителя услуг, продавца товаров, по данным налогового органа

  • является «сомнительным» и «проблемным» налогоплательщиком, правомерность регистрации и реальность деятельности которого вызывает сомнения;
  • у нее адрес массовой регистрации;
  • у нее массовый учредитель;
  • у нее номинальный руководитель;
  • она не находится по заявленному юридическому адресу;
  • фактическое место нахождение этой организации неизвестно;
  • у нее отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • она отражает незначительные показатели в своей налоговой отчетности;
  • у нее отсутствуют операции по оплате хозяйственных расходов, услуг связи, коммунальных платежей;
  • движение денежных средств носило транзитный характер;
  • средне списочная численность 0 человек;
  • справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; и т.п. и т.д.

И все это обрушивается на проверяемого налогоплательщика буквально как «снежный ком». И что со всем этим делать? Ведь все товары (работы, услуги), заказанные налогоплательщиком у этого «проблемного» (как сейчас оказалось) контрагента, были оказаны (доставлены) налогоплательщику в реальности и использованы налогоплательщиков его деятельности, направленной на извлечение доходов. Более того, как правило, налоговики этого и не отрицают.

Надо отметить, что понятие «должной осмотрительности» в действующем законодательстве вообще не определено, поэтому и трактуют его все по своему. Я, например, трактую это термин, опираясь на ключевое слово ДОЛЖНАЯ осмотрительность, т.е. такая осмотрительность, которая ДОЛЖНА быть проявлена в любом случае и любым налогоплательщиком. Следовательно, в моем понимании должная осмотрительность - это минимально необходимая осмотрительность, которую должен обеспечить любой налогоплательщик и которая позволяет любому налогоплательщику убедиться в том, что он имеет дело с легитимным контрагентом.

А налоговики в это понятие вкладывают совершенно иной смысл: налогоплательщик должен буквально все знать о своем контрагенте, хотя это является явным перебором, поскольку не может каждый налогоплательщик знать все о каждом своем контрагенте. Я с такой трактовкой не согласен. Такая постановка вопроса в принципе невозможна.

Следовательно, бороться с тем, что говорят налоговики (я процитировал это выше) по поводу «проблемного» контрагента следует руководствуясь тем, что должная осмотрительность налогоплательщика - это минимально необходимая осмотрительность, которую может и должен обеспечить любой налогоплательщик.

Как минимум странно слышать от налоговиков, что у них возникают сомнения в правомерности государственной регистрации юридического лица, которое они сами же и зарегистрировали. Наоборот, это у меня, у налогоплательщика, возникают сомнения в правомерности государственной регистрации именно налоговыми органами нашей страны этого «проблемного» налогоплательщика, как выяснил сам налоговый орган. И сомнения эти возникли у меня как раз после того, как я узнал все подробности о контрагенте именно от налогового органа, который как раз и призван в силу закона следить за чистотой регистрации юридических лиц. Я, простой налогоплательщик, доверяю именно сведениям из гос. реестра, который ведет и курирует именно налоговый орган. Так почему же налоговый орган, располагая всеми своими полномочиями до сих пор не применил их и не ликвидировал этого «проблемного» контрагента, если он действительно проблемный? Почему не исключил его из гос. реестра. В ЕГРЮЛ по этому контрагенту до сих пор нет никакой отметки о том, что он «проблемный». Как налогоплательщик должен об этом узнать, если в ЕГРЮЛ об этом ничего не сказано?

У моего контрагента адрес массовой регистрации, массовый учредитель и номинальный руководитель. Как я, простой налогоплательщик, об этом узнаю, тем более, что в ЕГРЮЛ об этом не сказано ни слова? В практике делового оборота зачастую директора фирмы заказчика и фирмы подрядчика (исполнителя) не всегда встречаются лично, а если встречаются, то далеко не всегда в офисе подрядчика (исполнителя). Наиболее часто личное общение происходит не на уровне директоров, а на уровне менеджеров. Так разве можно такое общение с контрагентом относить к непроявлению налогоплательщиком его должной осмотрительности в выборе контрагента? Конечно же нельзя. Поскольку можно годами покупать у своего поставщика, например, писчую бумагу или круглый лес и при этом не знать в лицо генерального директора своего поставщика и не бывать у него в офисе. Это нормально. Это и есть должная осмотрительность. Поскольку налогоплательщик убедился в том, что его поставщик зарегистрирован в ЕГРЮЛ, фамилия его руководителя совпадает с той фамилией, которая указана в его счетах-фактурах, адрес регистрации тоже совпадает, а товары (работы, услуги) на самом деле оказаны (исполнены).

Мой контрагент, как утверждает Инспекция, не находится по заявленному юридическому адресу, и фактическое место нахождение этой организации Инспекции неизвестно. На это так и хочется сказать – здравствуйте, а разве налогоплательщик ведет гос. реестр предприятий в нашей стране? Это налоговый орган обязан был своевременно проверить эти данные и в случае выявления этих проблем немедленно принять меры к исключению такого предприятия и гос. реестра. Разве в обязанности налогоплательщика входит обязательное посещение офиса каждого своего контрагента? Нет, конечно, такой обязанности нет. Тем более, что контрагенты вообще-то бывают и иногородние, так я что в командировку должен ехать, чтобы убедиться.

Инспекция пишет, что у нашего «проблемного» контрагента отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. Причем, как правило эти доводы Инспекции ничем документально не подтверждаются. Это просто слова в акте проверки. И почему я должен им верить? Ведь проверить правдивость этих утверждений я, как налогоплательщик, никак не могу. Не говоря у же о том, что совершенно непонятно на основании каких данных Инспекция вообще это может утверждать? Инспекция может ссылать лишь на собственные информационные ресурсы. Да, они в курсе того, кому и что принадлежит на праве собственности, но и то только о тех активах, которые подлежат государственной регистрации: недвижимость, транспорт, спецтехника, корабли, самолеты и т.п. А с остальным что делать? Как инспекция может знать о наличии станков, переносного инструмента, об аренде помещений, оборудования и техники? На каком основании Инспекция так безапелляционно утверждает, что наш контрагент всеми этими ресурсами и активами не обладал? Причем утверждает это Инспекция с такой постановкой вопроса, что об этом должен был знать прежде всего сам налогоплательщик именно в рамках проявления должной осмотрительности в выборе своего контрагента.         

Инспекция утверждает, что наш контрагент отражает незначительные показатели в своей налоговой отчетности; у него отсутствуют операций по оплате хозяйственных расходов, услуг связи, коммунальных платежей; движение денежных средств носило транзитный характер; средне списочная численность 0 человек; справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; и т.п. и т.д. И это тоже подается под соусом того, что и об этом тоже должен был (обязан был) знать и сам налогоплательщик в рамках должной осмотрительности. Ведь совершенно очевидно, что сам налогоплательщик об всем этом узнать никак не мог.

Очень неприятно, когда выясняется, что твой контрагент оказался (это выяснила лишь налоговая инспекция) плохим налогоплательщиком. Например, он скрывал свои доходы, которые получал от нас, платил своим работникам «черную» зарплату, не платил взносы в социальные фонды и т.п. Все это очень плохо. Но для того и созданы налоговые органы, чтобы с этими проявлениями бороться.

Просто поднимать эту информацию о контрагенте налоговому органу надо было гораздо раньше. И освещать эту информацию надо было не в акте проверки конкретного налогоплательщика, а в регистрационном ресурсе, к которому есть общий доступ всех налогоплательщиков. Вот тогда и осведомленность любого налогоплательщика будет гораздо выше, а, следовательно, и осмотрительность, та которая ДОЛЖНАЯ, тоже несомненно повысится.

А получается, что борются не с «плохим» контрагентом, а с хорошим и честным налогоплательщиком, который никуда не прячется, платит все налоги, находится по адресу своей регистрации, и проявляет все меры ДОЛЖНОЙ осмотрительности, т.е. той осмотрительности, которую ДОЛЖЕН был проявить в любом случае при работе с любым контрагентом. Т.е. проверить все общедоступные ресурсы (прежде всего ЕГРЮЛ) в котором ДОЛЖНА содержаться информация, достаточная для того, чтобы сделать вывод о контрагенте и его лояльности перед государством. Все, точка, на этом должная осмотрительность налогоплательщика и заканчивается, поскольку именно на этом заканчиваются и все полномочия налогоплательщика.

Комментарии

3
  • Сергей
    Боливару двоих не снести....Ныне должная осмотрительность - тот самый Боливар, кто только не скачет на нем, упражняясь в самолюбовании и прочем подобном. Не лучше ли, начиная с ФНС и других "прямоприменителей", возвести в ранг работающего закона содержащееся в нем указание о том, что добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота презюмируются ( помню скользкую формулировку - предполагается,а, следовательно,требуется доказать, что не вор)? Опасаюсь, что вместо ясных критериев пойдут "верной" дорогой: от обратного, от той же осмотрительности. Перестановка акцентов хотя бы как-то изменит на позитивность вектор подхода к формированию предприимчивости и воспрепятствует повальному процедурно-процессуальному подходу " не доказал" порядочность.
  • NatN

    Аноним, Вы писали:

    К сожалению тут только запрашивать документы. Но если ты "малыш" тебя просто пошлют с такими требованиями - проверено. а если у тебя этих контрагентов штук 50 и всех надо проверять регулярно, то ты помрешь это все руками делать. По моему единственный вариант это автоматизировать, поставить спарк интерфакс например и просить документы только если там риски показывает. выписку из спарка налоговики принимают как должную осмотрительность, уже были случаи.

    а что за случаи? Серьезно хватает этой выписки?
  • Gvozdi4ca
    да никак. все обманывают. даже если с завода купил - получаешь претензию, что это ООО не приобретало данный товар, поэтому не может его реализовывать (бо нету его у него). а то, что это ООО покупало сырье и перерабатывало - не канает. товар-то оно не покупало. вот как-то так
Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Интересные материалы

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные