С 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС будут возложены функции по администрированию страховых взносов. Что необходимо сделать плательщикам страховых взносов до названной даты? Как после этой даты будет организовано взаимодействие плательщиков страховых взносов, налоговых органов и внебюджетных фондов? Об этом пойдет речь в представленной статье.
Проведение сверки расчетов по страховым взносам
Сверка расчетов с внебюджетными фондами является одним из наиболее важных мероприятий накануне смены администратора.
Следует отметить, что сверку расчетов желательно проводить не реже одного раза в год. Это необходимо по ряду причин:
- выявление переплаты страховых взносов позволяет принять своевременные меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм;
- проведение предварительной инвентаризации обязательств (в частности, перед внебюджетными фондами) является непременным условием составления годовой бухгалтерской отчетности (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[1]).
Инициатором проведения сверки могут быть как фонды, так и плательщики страховых взносов.
Для проведения сверки по инициативе организации ей нужно подать соответствующее заявление в ФСС и ПФР. Результаты сверки оформляются актом (ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 212‑ФЗ[2]).
Для оформления результатов сверки применяются:
- форма 21-ПФР – если сверка расчетов проводилась с территориальным отделением ПФР[3];
- форма 21-ФСС РФ – если сверка проводилась с территориальным отделением ФСС[4].
Если по результатам сверки выявлена переплата страховых взносов… По правилам п. 11 ст. 26 Федерального закона № 212‑ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
В настоящее время действуют:
- заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форма 23-ПФР);
- заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС (форма 23-ФСС РФ).
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления или дня подписания им акта совместной сверки (п. 14 ст. 26 Федерального закона № 212‑ФЗ).
Фонд должен вернуть переплаченные взносы в течение одного месяца со дня получения заявления. При нарушении этого срока фонд должен заплатить плательщику проценты за каждый календарный день просрочки (п. 17 ст. 26 Федерального закона № 212‑ФЗ). Это и послужило основанием для вынесения решений в пользу организаций в постановлениях АС МО от 15.03.2016 № А40-156074/2014, АС СКО от 08.07.2015 № Ф08-3238/2015 по делу № А32-19480/2014.
Обратите внимание
Вернуть переплату по страховым взносам лучше до конца 2016 года.
Для возврата переплаты по страховым взносам до передачи функций их администрирования налоговым органам есть ряд причин:
- в 2017 году решение о возврате переплаты по взносам, которая возникла до 1 января 2017 года, будут принимать ПФР и ФСС. Однако возврат денег будет осуществляться налоговым органом (ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250‑ФЗ);
- налоговый орган, прежде чем вернуть переплату по страховым взносам, вправе направить ее на погашение недоимок по другим федеральным налогам. Это обусловлено тем, что страховые взносы являются федеральными платежами. До 1 января 2017 года взносы должны возвращаться фондами, следовательно, оснований для зачета взносов в счет налогов нет.
Если по результатам сверки выявлены долги… При наличии в акте сверки недоимок по взносам (штрафам, пеням) тянуть с их уплатой не стоит. Лучше перечислить их в фонды до конца года: с января платежи уже будут проводиться по другим реквизитам.
Проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов
Проверяем правильность начисления страховых взносов. Чтобы в дальнейшем свести свое общение с фондами к минимуму, необходимо особенно внимательно отнестись ко всем расчетам, осуществляемым до конца 2016 года, и постараться исключить ошибки в начислениях. В частности, надо посмотреть, учтены ли все выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, а также проверить правильность применения тарифов.
Кроме того, в конце года нужно сопоставить начисления с предельной величиной базы для исчисления страховых взносов. Напомним, что по правилам ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 212‑ФЗ база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В 2016 году установлены (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265):
- предельная величина облагаемой страховыми взносами базы для взносов в ПФР – 796 000 руб. Сверх этой величины страховые взносы надо уплачивать по ставке 10%;
- предельная величина облагаемой страховыми взносами базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 718 000 руб.
Страховые взносы в ФФОМС уплачиваются со всей суммы заработной платы, а не в пределах лимита (ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212‑ФЗ).
Проверяем полноту и своевременность уплаты страховых взносов. Необходимо посмотреть, все ли платежи были произведены в установленные сроки и в полном объеме. Для этого проверяют сальдо по счету 69 в отношении каждого из фондов.
При проведении текущих платежей особое внимание уделяется:
- сроку платежа – дата в платежных поручениях должна быть не позднее 15‑го числа;
- получателю – уточняются все реквизиты;
- КБК (поле 104) – проверяется соответствие КБК периоду их применения.
Обратите внимание
Если платежи были произведены с опозданием, лучше сразу начислить и уплатить пени.
Проверяем отчеты. Сдаваемые за 2016 год отчеты следует тщательно проверить по контрольным соотношениям, которые утверждены фондами:
- для формы РСВ-1 – Распоряжение Правления ПФР от 31.07.2014 № 323р «О проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»;
- для формы 4-ФСС – приложение 3 к Приказу ФСС РФ от 29.03.2016 № 123 «О внесении изменений в Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. № 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования».
Показатели в отчетных формах должны соответствовать данным бухгалтерского учета, содержащимся в оборотно-сальдовых ведомостях, личных карточках, расчетных листках.
Подаем уточненные расчеты. При обнаружении любых неточностей и ошибок, которые привели к занижению суммы страховых взносов, уточненные расчеты представляются в обязательном порядке. Если же ошибки не привели к занижению суммы, подлежащей уплате, расчет можно подавать по желанию.
ФСС о взаимоотношениях с плательщиками страховых взносов
С 1 января 2017 года налоговые органы будут администратором страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части доходов, при этом администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет сохранено за ФСС.
В Письме от 17.08.2016 № 02‑09‑11/04‑03‑17282 ФСС представил ряд пояснений относительно того, как фонд будет взаимодействовать с плательщиками страховых взносов.
К сведению
Порядок взаимодействия отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ утвержден ФНС РФ № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02‑11‑10/06-3098П 22.07.2016.
Представление расчета по форме 4-ФСС. Данный расчет, форма которого утверждена Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59, должен быть представлен в порядке, действующем до 1 января 2017 года:
- за 2016 год;
- при необходимости – за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в качестве уточненного расчета.
Начиная с отчета за I квартал 2017 года расчет по форме 4-ФСС в части обязательного социального страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальные органы ФСС не представляется.
Возмещение расходов на выплату пособий за счет средств ФСС. Вопрос возмещения данных расходов актуален для тех регионов, которые не участвуют в пилотном проекте, где выплата таких пособий производится напрямую застрахованным лицам.
Согласно разъяснениям ФСС возмещение страхователям перерасхода средств на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов, сложившегося за периоды до 01.01.2017 и в последующие периоды, будет осуществляться в установленном порядке.
К сведению
Разницу между пособиями и взносами налоговые органы вправе зачесть в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо организация может обратиться в ФСС, чтобы возместить такие расходы (п. 9 ст. 431 НК РФ в редакции Федерального закона № 243‑ФЗ).
Итак, плательщик взносов будет решать сам, как возмещать суммы выплаченных пособий. Как и раньше, организации будут подавать в свое отделение документы согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» (далее – Приказ № 951н). При этом вместо отчетности потребуется заполнять справку-расчет о начисленных, уплаченных взносах, долгах и пр. В настоящее время разработан проект приказа о внесении поправок в Приказ № 951н, в котором приведен такой документ.
Справка-расчет будет включать в себя:
- сумму задолженности страхователя по взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
- сумму начисленных к уплате взносов, в том числе за последние три месяца;
- сумму доначисленных взносов;
- сумму не принятых к зачету расходов;
- сумму средств, полученных от территориальных органов ФСС в возмещение произведенных расходов;
- сумму возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;
- сумму средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
- сумму уплаченных взносов, в том числе за последние три месяца;
- сумму списанной задолженности страхователя.
ФСС в свою очередь получит из инспекции сведения о расходах, которые организация указала в расчете по взносам. После проверки фондом документов он или возмещает расходы, или высылает ИФНС подтверждение заявленных расходов (п. 8, 9 ст. 431 НК РФ в редакции Федерального закона № 243‑ФЗ, ч. 3, 4.1 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ в редакции Федерального закона № 250‑ФЗ).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 1 января 2017 года ФСС будет администратором доходов и расходов по данному виду обязательного страхования и будет осуществлять функции администрирования в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Это значит, что фонд будет осуществлять в установленном законодательством порядке:
- контроль правильности и своевременности уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
- администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К сведению
Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Она будет применяться при подаче отчетности начиная с I квартала 2017 года.
* * *
В заключение еще раз обратим ваше внимание на необходимость проведения в ноябре – декабре 2016 года следующих мероприятий:
- инвентаризации счета 69, а также проверки соответствия данных бухгалтерского учета, содержащихся в оборотно-сальдовых ведомостях, личных карточках, расчетных листках, данным, отраженным в отчетах;
- представления уточненных расчетов в случае обнаружения ошибок, которые привели к занижению суммы страховых взносов;
- сверки расчетов с ФСС и ПФР.
[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
[3] Приложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов».
[4] Приложение 1 к Приказу ФСС РФ от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».
Комментарии
3Нет. Как всегда, КБК появятся в последний момент :(
про это писать неинтересно:)