ЭДО

Электронный контроль за НДС усиливается

Федеральная налоговая служба (ФНС) все настойчивее рекомендует компаниям переходить на электронный документооборот. Часть документов уже и так принимается ФНС только по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), остальные – ждут своей очереди, причем для некоторых она придет в самом ближайшем будущем – в 2017 году.
Электронный контроль за НДС усиливается

Федеральная налоговая служба (ФНС) все настойчивее рекомендует компаниям переходить на электронный документооборот. Часть документов уже и так принимается ФНС только по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), остальные — ждут своей очереди, причем для некоторых она придет в самом ближайшем будущем — в 2017 году.

Сегодня мы поговорим об электронном контроле НДС и документах, принятых специально для этой цели. И начнем с разработанного по просьбе представителей бизнеса уведомления о получателе документов. Почему же возникла потребность в таком документе? Чтобы это понять, рассмотрим простой пример. Допустим, крупная компания, имеющая подразделения в разных городах, отправляет декларацию по НДС из своего головного офиса в налоговую инспекцию. Вдруг через день филиал этой компании, скажем в Сыктывкаре, отправляет декларацию по налогу на имущество, следом идет еще какой-то документ из Красноярска и так далее. И вот в налоговой инспекции наступает момент формирования требования о представлении пояснений по расхождениям в той самой декларации по НДС, пришедшей из головного офиса. Система начинает искать абонента, которому необходимо направить сформированный документ. Но так как ИНН у всех подразделений один и тот же, то автоматически требование отсылается на последний электронный адрес, с которого были получены документы этой компании, например из уже упомянутого Красноярска. Так вот для того, чтобы потом не искать отправленное требование по всем существующим подразделениям, было создано уведомление о получателе. Теперь, при формировании документа на отправку, система ищет уведомление и отсылает всю информацию по указанным в нем данным. Документ очень простой, в него можно вписать несколько получателей, и требования будут отправлены всем указанным адресатам. Если электроника уведомление не нашла, то в ход идет старая схема, т. е. отправка по последнему адресу.

Итак, с уведомлением разобрались. Теперь вкратце напомним механизм взаимодействия налогоплательщиков и ФНС в части НДС. Организация каждый квартал по ТКС через оператора электронного документооборота подает декларацию по НДС в налоговую инспекцию. Документ, поступивший в фискальное ведомство, загружается в автоматизированную систему, и та начинает анализировать показатели внутри документа, а также проверять контрольные соотношения, используя другие отчеты организации. При несогласованности данных программа формирует требование о представлении пояснений по расхождениям и отправляет его организации-налогоплательщику. Последняя, в свою очередь, обязана отправить квитанцию в налоговую инспекцию о получении требования и в течение пяти дней подготовить на него ответ с уточненными данными, так называемое пояснение. Это как раз следующий документ, о котором мы поговорим.

Пояснение можно оформить как в бумажном виде, так и в электронном. Причем, в первом случае оно составляется в свободной форме, для второго — разработан унифицированный формат. По данным ФНС, только четвертая часть организаций отправляет электронный ответ на требование. Этой категории налогоплательщиков особенно беспокоиться не приходится. Поскольку пояснение является формализованным документом, то в налоговой инспекции присланные данные обработаются автоматически, и все изменения будут внесены в том виде, в котором и были указаны.

Основная же масса налогоплательщиков предпочитает бумажный вариант, и им надо учитывать некоторые нюансы, самый главный из которых — человеческий фактор.

Так вот, те бухгалтеры, которые составляют пояснения в свободной форме и отправляют по почте, рискуют попасть в своеобразный круговорот документов. Приведем пример. Фирма получила требование о представлении пояснений по расхождениям в номерах счетов-фактур. Бухгалтер нашел указанные разночтения, написал ответ и отправил его по почте в налоговый орган. Инспектор ФНС, получив письмо, нашел в электронной базе декларацию этой фирмы и вручную стал вносить изменения, указанные в присланном пояснении. В это время зазвенел телефон (зашел начальник, упала ручка и т. д.), человек отвлекся и не дописал несколько цифр — сработал человеческий фактор, и не все данные были внесены. Что происходит дальше? Программа обрабатывает информацию, находит снова то же самое расхождение и формирует новое требование. Фирма его получает, и процесс повторяется. А если учесть, что начиная с декларационной кампании по НДС за 3 квартал текущего года, в адрес налогоплательщиков одновременно будут направляться два требования, на каждое из которых предстоит отвечать отдельно, то можно представить, каким будет объем бумажной работы для бухгалтера.

Налоговая служба устала от работы в ручном режиме и решила форсировать переход на электронные пояснения. Таким образом, с 2017 года в бумажном виде они приниматься уже не будут.

И еще один важный момент, который хотелось бы отметить. Как известно, с 1 июля 2016 года при заполнении декларации следует применять новые коды видов операций по НДС. В бухгалтерской среде по этому поводу возникла большая путаница. ФНС, получив огромное число вопросов, выпустила методические рекомендации (примеры), в которых подробно указала, когда и какие коды необходимо указывать. И пока длится переходный период до апреля 2017 года, есть возможность потренироваться в правильности их применения. Потому что за 1 квартал 2017 года, если коды будут указаны неверно, налоговое ведомство декларацию по НДС принимать не будет.

***

Итак, чем раньше компания начнет электронное взаимодействие с налоговыми службами, тем проще ей станет работать с отчетностью.

Начать дискуссию