Федеральная налоговая служба (ФНС) все настойчивее рекомендует компаниям переходить на электронный документооборот. Часть документов уже и так принимается ФНС только по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), остальные — ждут своей очереди, причем для некоторых она придет в самом ближайшем будущем — в 2017 году.
Сегодня мы поговорим об электронном контроле НДС и документах, принятых специально для этой цели. И начнем с разработанного по просьбе представителей бизнеса уведомления о получателе документов. Почему же возникла потребность в таком документе? Чтобы это понять, рассмотрим простой пример. Допустим, крупная компания, имеющая подразделения в разных городах, отправляет декларацию по НДС из своего головного офиса в налоговую инспекцию. Вдруг через день филиал этой компании, скажем в Сыктывкаре, отправляет декларацию по налогу на имущество, следом идет еще
Итак, с уведомлением разобрались. Теперь вкратце напомним механизм взаимодействия налогоплательщиков и ФНС в части НДС. Организация каждый квартал по ТКС через оператора электронного документооборота подает декларацию по НДС в налоговую инспекцию. Документ, поступивший в фискальное ведомство, загружается в автоматизированную систему, и та начинает анализировать показатели внутри документа, а также проверять контрольные соотношения, используя другие отчеты организации. При несогласованности данных программа формирует требование о представлении пояснений по расхождениям и отправляет его
Пояснение можно оформить как в бумажном виде, так и в электронном. Причем, в первом случае оно составляется в свободной форме, для второго — разработан унифицированный формат. По данным ФНС, только четвертая часть организаций отправляет электронный ответ на требование. Этой категории налогоплательщиков особенно беспокоиться не приходится. Поскольку пояснение является формализованным документом, то в налоговой инспекции присланные данные обработаются автоматически, и все изменения будут внесены в том виде, в котором и были указаны.
Основная же масса налогоплательщиков предпочитает бумажный вариант, и им надо учитывать некоторые нюансы, самый главный из которых — человеческий фактор.
Так вот, те бухгалтеры, которые составляют пояснения в свободной форме и отправляют по почте, рискуют попасть в своеобразный круговорот документов. Приведем пример. Фирма получила требование о представлении пояснений по расхождениям в номерах
Налоговая служба устала от работы в ручном режиме и решила форсировать переход на электронные пояснения. Таким образом, с 2017 года в бумажном виде они приниматься уже не будут.
И еще один важный момент, который хотелось бы отметить. Как известно, с 1 июля 2016 года при заполнении декларации следует применять новые коды видов операций по НДС. В бухгалтерской среде по этому поводу возникла большая путаница. ФНС, получив огромное число вопросов, выпустила методические рекомендации (примеры), в которых подробно указала, когда и какие коды необходимо указывать. И пока длится переходный период до апреля 2017 года, есть возможность потренироваться в правильности их применения. Потому что за 1 квартал 2017 года, если коды будут указаны неверно, налоговое ведомство декларацию по НДС принимать не будет.
***
Итак, чем раньше компания начнет электронное взаимодействие с налоговыми службами, тем проще ей станет работать с отчетностью.
Начать дискуссию