Основоположник теории разделения властей Шарль Луи Монтескье говорил, что «законно должно быть лишь то, что справедливо». Вот и Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос об ответственности в налоговой сфере, считает, что «…содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности» (пункт 2, абзац 4 Постановления №
Или еще один тезис:
«В силу положений Конституции РФ основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении наказания» (пункт 4 Постановления №
Красиво, не правда ли? Однако в Налоговом Кодексе РФ иное представление о справедливости. Откроем статью 119 НК РФ, в ней за непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации предусмотрено обязательное минимальное взыскание в виде штрафа в размере 1000 руб. Вот такая «фиксированная справедливость». Независимо от размера налога, подлежащего к уплате в бюджет, (и даже при отсутствии этого самого налога), независимо от суммы дохода налогоплательщика (и даже в отсутствие этого самого дохода), ответственность (что противоречит призывам Конституционного Суда РФ) не дифференцируется, и размер и характер причиненного ущерба не учитываются. Конечно, статья 112 НК РФ позволяет судебному или налоговому органу снизить сумму штрафа. Но это нельзя назвать индивидуализацией наказания, если начальной точкой отсчета для применения смягчающих обстоятельств будет одинаковая сумма 1000 рублей, причем для налогоплательщиков с разным уровнем дохода, а также для налогоплательщиков, имеющих доход, и для налогоплательщиков, дохода не имеющих.
На цифрах понятнее. Налогоплательщик по разным причинам в отчетном периоде не получил доход. Налог равен нулю, и, казалось бы, декларировать тут нечего. Но — нет, даже ноль нуждается в декларации и стоит ни много ни мало — 1000 рублей за свое «незадекларирование». Неприбыльных неудачников никто не любит, и государство — не исключение. Результат — бизнес «наоборот» — деятельность по изъятию средств у себя самого для оплаты штрафа.
А теперь вернемся к провозглашаемому Конституционным Судом РФ требованию о соразмерности правовой ответственности. Так вот, такую же сумму штрафа в размере 1000 рублей предъявят и налогоплательщику, который опоздал на месяц со сдачей декларации по налогу на прибыль, но при этом получил доход 100000 рублей (штраф составит 1% от дохода), или просрочил на месяц сдачу налоговой декларации по НДС, исчисленный по ставке 18%, но получил доход 111111 рублей (тогда штраф составит 0,9% от дохода). Но больше всего повезет плательщику единого налога по упрощенной системе налогообложения по ставке 6%: с доходом 333333 руб. на месяц позже представленная налоговая декларация грозит всё тем же штрафом в 1000 рублей, что составит всего 0,3% от дохода. Как говорится, отделается легким испугом.
Санкции призваны выполнять карательную функцию. Только фиксированные штрафы приводят к тому, что при прочих равных условиях налогоплательщика без дохода или с низким доходом (а это больше касается представителей малого бизнеса) «карают» больше, чем такого же налогоплательщика с высоким доходом. Получается, что фиксированный штраф приводит к разному результату: для одних он исполняет функцию карательную, а для других — больше предупредительную или воспитательную, что ли.
Справедливость — одно из ключевых слов из Послания Президента РФ Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. «Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, создании условий для труда, которые приносят уважение, достаток и успех», — пояснял Президент РФ.
В случае со статьей 119 НК РФ мы имеет дело как раз с уравниловкой, когда фиксированными санкциями законодатель ставит одного из субъектов налоговых правоотношений, финансово более благополучного, в неравное положение по отношению к такому же субъекту правоотношений, но менее финансового благополучного.
К слову, до
Начать дискуссию