Бухгалтерский учет

Каким быть Налоговому кодексу в 2004 году

(Комментарий к Федеральному закону от 07.07.03 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»)

(Комментарий к Федеральному закону от 07.07.03 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»)

Ю. Михалычева,
АКДИ «Экономика и жизнь»

Изменений, которым подверглось налоговое законодательство в результате принятия в июле ряда федеральных законов, ждали давно: это и отмена налогового контроля за крупными расходами физических лиц, иувеличение имущественных вычетов по НДФЛ.

Однако самые значительные и долгожданные нововведения в действующее налоговое законодательство внес Федеральный закон от 07.07.03 № 117-ФЗ (далее – Закон), который затронул почти все главы Налогового кодекса РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2004 г. (ст. 10 Закона), поэтому у налогоплательщиков есть время на его изучение.

Сразу обратим внимание на ряд технических поправок вЗаконе, которые вызваны отнюдь не техническими изменениями.

Во-первых, в связи с окончанием срока, на который был введен налог с продаж, с 1 января 2004 г. из всех статей НКРФ исключены слова «налог с продаж».

Во-вторых, соответствующие изъятия из соответствующих статей Налогового кодекса РФ были сделаны в связи сисключением из перечня подакцизных товаров такого их вида, как «подакцизное минеральное сырье» (п. 2 ст. 181 НК РФ).

А теперь рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в налоговом законодательстве.

Налог на добавленную стоимость

Наконец-то произошло давно обещанное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (п. 3 ст.164 НК РФ). При этом ставка налога в размере 10% по ряду товаров осталась прежней.

Кроме того, редакции подвергся п. 4 ст. 158 НК РФ. Теперь согласно этому пункту при определении налоговой базы по каждому виду имущества при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса расчетная налоговая ставка составит не 16,67, а 15,25%.

Акцизы

С 1 января 2004 г. природный газ не признается подакцизным товаром (п. 2 ст. 181 НК РФ).

В связи с этим признаны утратившими силу следующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ: п. 2 ст. 181; подпункты 15 – 19 п. 1 и п. 2 ст. 182; подпункты 7 – 13 п. 1 ст. 183; ст. 188; пункты 1 и 3 ст. 195; п. 2 ст. 202; п. 1 ст.204; п. 2 ст. 206.

Перечень остальных подакцизных товаров остался неизменным, но по ним изменились ставки налога. Новость не будет приятной: для плательщиков акцизов ставки увеличились в среднем на 8% (п. 1 ст.193 НК РФ).

Кроме того, следует отметить, что Законом расширен перечень документов, которыми при экспорте можно подтверждать вывоз подакцизных товаров.

Теперь таким подтверждением могут служить не только транспортные и товаросопроводительные документы, нотакже иные документы с отметками пограничных таможенных органов РФ (подп. 4 п. 7 ст. 198 НК РФ).

налог на прибыль

Незначительные изменения затронули также и главу 25 НК РФ.

Так, в перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, включены доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых имежотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в форме некоммерческих организаций (абз. 13 подп. 14 ст. 251 НК РФ).

В связи с вступлением в силу с 1 января 2004г. Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен подп. 28. Согласно ему в доходы операторов универсального обслуживания не включаются суммы, полученные из резерва универсального обслуживания.

Поясним, что в соответствии со ст. 57 Закона № 126-ФЗ куниверсальным услугам связи относятся услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги попередаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа. Оказывать такие услуги имеют право операторы универсального обслуживания, отбор которых будет осуществлен по результатам конкурса или в порядке назначения в каждом субъекте РФ (ст. 58 ФЗ № 126-ФЗ).

В пользу налогоплательщиков разрешен вопрос о порядке начисления амортизации по объектам недвижимости, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г.

Согласно новой редакции п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ требования п. 8 ст. 258 НК РФ об обязательной подаче документов на регистрацию к этим объектам не применяются.

Поэтому и после 1 января 2004 г. амортизация, начисленная по таким объектам, будет учитываться для целей налогообложения независимо от факта подачи документов на регистрацию.

С 1 января 2004 г. при сохранении общей ставки налога на прибыль в размере 24% изменится порядок распределения суммы налога по бюджетам:

  • ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 5% (сейчас 6%);
  • ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, – 17% (сейчас 16%);
  • ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, останется на прежнем уровне – 2%.

Субъектам РФ предоставлено право снижать ставку налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, до 13%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Как уже было отмечено выше, из перечня подакцизных товаров исключен природный газ, но одновременно повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья.

Так, в соответствии с абзацами 31 и 32 п. 2 ст. 342 НКРФ ставка налога на газовый конденсат при добыче их из всех видов месторождений углеводородного сырья теперь будет составлять 17,5%, а при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья – 107 руб. за 1000 кубических метров газа.

Кроме того, до 31 декабря 2006 г. продлен порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 НК РФ (ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации»).

Напомним, что в первоначальной редакции такой порядок был установлен с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г.

Изменился и размер налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.

С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. он будет составлять 347 руб. за одну тонну (сейчас – 340 руб.).

Упрощенная система налогообложения

Наконец-то появилась определенность в вопросе о том, могут ли организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но начинающие в период ее применения осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), продолжать применять одновременно и ЕНВД, и упрощенную систему налогообложения.

С момента вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса РФ налоговые органы и большинство специалистов трактовали подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ как абсолютный запрет на одновременное применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД по отдельным видам деятельности.

Однако арбитражные суды такую точку зрения не разделили.

Так, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.03 № А10-333/03-3-Ф02-1458/03-С3 было принято решение в пользу налогоплательщика. Суд постановил, что в Налоговом кодексе РФ нет запретов на применение двух специальных режимов одновременно.

Теперь сомнений по данному вопросу больше не осталось.

Во-первых, подп. 12 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которым ибыли установлены эти ограничения, вообще признан утратившим силу с 1 января 2004 г.

Во-вторых, ст. 346.12 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств инематериальных активов, установленные главой 26.2 НКРФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (включая переведенные на ЕНВД).

Единый налог на вмененный доход

Как показала практика, определенные сложности возникли у переведенных на ЕНВД налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

Из статьи 346.27 НК РФ следует, что под розничной торговлей подразумеваются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Однако в настоящее время довольно распространенной среди покупателей стала практика расчета платежными картами.

В связи с этим Ассоциация региональных банков России обращалась даже к председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам с просьбой оказать содействие по внесению изменений в определение розничной торговли, данной в ст. 346.27 НК РФ.

Законодатель, видимо, и сам понял допущенную им ошибку.

В новой редакции ст. 346.27 НК РФ розничная торговля определена как торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 НК РФ, не будет применяться и в 2004 г.

Региональные и местные налоги и сборы

Значительному реформированию подверглась также система региональных и местных налогов и сборов. В общей сложности отменено более 20 видов налогов и сборов. Перечислим их.

Региональные налоги и сборы:

1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

2. Налог с продаж.

Местные налоги и сборы:

1. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

2. Курортный сбор.

3. Сбор за право торговли.

4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

6. Сбор с владельцев собак.

7. Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.

8. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.

9. Сбор за выдачу ордера на квартиру.

10. Сбор за парковку автотранспорта.

11. Сбор за право использования местной символики.

12. Сбор за участие в бегах на ипподромах.

13. Сбор за выигрыш в бегах.

14. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе наипподроме.

15. Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.

16. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.

17. Сбор за уборку территорий населенных пунктов.

18. Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевыми или денежными выигрышами, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

Земельный налог

Статьей 7 Закона установлено, что в 2004 г. будут применяться действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья.

Бюджетное законодательство

Изменения коснулись также и бюджетного законодательства – редакции подверглась ст. 48 Бюджетного кодекса РФ.

В связи с уменьшением налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ по причине отмены целого ряда налогов и сборов изменено распределение доходов от поступлений налога на прибыль, а также доходов от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД.

Начать дискуссию