Блокировка счетов

Почему банки блокируют счета ИП и что с этим делать

Однажды Виктор Петрович пришел в банк, чтобы снять деньги на хознужды и зарплату менеджерам, и узнал, что счет заблокирован. Причину не назвали, деньги не выдали и даже платежки за аренду не провели.

Что случилось?

Однажды Виктор Петрович пришел в банк, чтобы снять деньги на хознужды и зарплату менеджерам, и узнал, что счет заблокирован. Причину не назвали, деньги не выдали и даже платежки за аренду не провели.

Впереди было четыре выходных. Менеджеры остались без зарплаты перед праздниками, у арендодателя пришлось просить отсрочку, а интернет-магазин перестал работать из-за неоплаченного хостинга.

Виктор Петрович — индивидуальный предприниматель. Он открыл счет в Большом и Солидном Банке и каждый месяц получает от клиентов примерно 500 тысяч рублей. Почти всю сумму Виктор Петрович снимает наличными, чтобы рассчитаться с менеджерами, поставщиками и оплатить аренду. Остаток он кладет на личную карту и оплачивает продукты, канцтовары и бензин. Налоги он тоже переводит с личной карты — там настроен автоплатеж и заполнены реквизиты.

Виктора Петровича никто не предупредил о блокировке счета. Ему не звонили из службы финмониторинга и не спрашивали, куда он тратит наличные. На выяснение причин и проверку документов ушло 10 рабочих дней. Две недели без расчетного счета и наличных — это катастрофа для бизнеса.

На месте Виктора Петровича может оказаться каждый из вас. Бухгалтер придет в банк с чековой книжкой и узнает от операциониста о блокировке. Захочет провести платежку в интернет-банке — а там сообщение о запрете расходных операций. Или вечером в пятницу директор решит снять деньги с корпоративной карты на командировочные, но не сможете этого сделать — счет заблокирован. Вас об этом даже никто не предупредит.

Почему это происходит и что делать честному предпринимателю и бухгалтерам, чтобы не остаться без расчетного счета и денег, когда они будут очень нужны? Давайте разбираться.

Почему банки блокируют счета ИП

Банки должны соблюдать федеральный закон о противодействии отмыванию денег. По этому закону они обязаны проверять операции клиентов. Это работа службы финмониторинга — специального отдела, который следит за платежами, анализирует поведение клиентов и запрашивает у них документы для проверки. Задача финмониторинга — выявлять и пресекать отмывание денег и финансирование терроризма. Если какие-то операции кажутся банку подозрительными или клиент не отвечает на запросы, финмониторинг может заблокировать счет даже без предупреждения.

Центробанк дает банкам рекомендации по проверке клиентов. Если в работе ИП найдется что-то из этого списка, счет могут заблокировать. Обычно банки делают это без предупреждения: останавливают операции по счетам, перестают выдавать наличные и закрывают удаленный доступ в интернет-банк.

Есть банки, которые заботятся о клиентах и сначала разбираются: запрашивают пояснения, просят показать документы и помогают правильно оформлять платежки. Например, в Точке (финансовая группа «Открытие») не блокируют счета без предупреждения и не подставляют бухгалтеров.

Но такое может произойти с клиентом любого другого банка, если:

Платежи в налоговую меньше 0,5% от оборота

Банк не проверяет, как вы начисляете налоги. Он ориентируется на рекомендации ЦБ, в которых говорится, что подозрительные клиенты перечисляют в налоговую меньше 0,5% от оборота.

Так случилось с Виктором Петровичем. На счет ИП в Большом и Солидном Банке каждый месяц поступает 500 тыс. рублей. Предприниматель снимает эти деньги наличными, а налоги с расчетного счета не платит. Все платежи он делает с личной карты — это не запрещено законом. Получается, что у налоговой к этому ИП нет претензий, а у банка — есть.

Банк анализирует платежи за несколько месяцев и однажды блокирует расчетный счет ИП без объяснения причин. Конечно, потом предприниматель начнет разбираться, принесет в отдел финмониторинга квитанции на уплату налогов, покажет зарплатные ведомости менеджеров и докажет, что ничего не нарушал. Но потерянное время и убытки ему никто не компенсирует. Максимум — извинятся за неудобства.

С расчетного счета часто снимают наличные

ИП получают деньги на расчетный счет, а все расходы оплачивают наличными или с личной карты. Так может быть удобнее, потому что с личной карты можно переводить деньги даже ночью и в выходной, а с расчетного счета в Большом  и Солидном  банке — только в рабочее время. А еще это дешевле: за платежи с расчетного счета такой банк берет комиссию, а за перевод с личной карты — не берет.

В Точке, например, самый длинный операционный день — 21 час в сутки, а платежи внутри банка проходят круглосуточно: необходимости часто снимать деньги или выводить их на личную карту нет.

У ИП может вообще не быть расходов или их очень мало. А некоторые ИП не обязаны вести учет расходов и могут тратить все деньги на себя — например, если работают на упрощенке 6%. Но многие банки не хотят в это вникать.

Екатерина оказывает бухгалтерские услуги на дому. Деньги от клиентов она получает на расчетный счет как ИП. Единственный расход Екатерины — платеж за систему для отправки отчетности 1 раз в год. Каждый месяц она снимает наличными 70 тысяч рублей, платит налоги через Госуслуги, покупает канцтовары через интернет, а остальное тратит на личные нужды.

Или Максим продает подписку на собственный курс по дизайну. Деньги на расчетный счет платежный агрегатор перечисляет ему 1 раз в месяц. Всю сумму Николай снимает наличными и оплачивает хостинг через терминалы, контекстную рекламу — с личной карты, а услуги фрилансеров — через сервис “безопасная сделка” на сайте.

Банк наблюдает за Екатериной и Максимом полгода, а потом блокирует их расчетные счета без предупреждения. Екатерине и Максиму придется доказывать, что они не отмывают деньги и не нарушают закон.

Такая ситуация недавно обсуждалась и на нашем форуме. Когда программист только зарегистрировал ИП, получил деньги от клиента, что-то снял наличными, а 250 тысяч вывел на личную карту. Банк заблокировал счет в момент перевода денег.

Если бы у этих предпринимателей были открыты счета в банке “Точка”, им бы просто задали несколько вопросов по телефону. Или вообще ничего не спросили, потому что все особенности работы ИП менеджеры уточняют еще до открытия счета. Все банки работают по-разному. У Большого и Солидного Банка нет на это времени: проще заблокировать счет, а потом разбираться. А у “Точки” есть и время, и желание.

Неточно описано назначение платежей

Даже если ИП сам отправляет платежку через личный кабинет, банк все равно следит — куда и за что уходят деньги с расчетного счета. Если назначение платежа вызывает подозрения, счет могут заблокировать.

Евгений продает лицензии на CRM-систему. Он получает деньги от клиентов, оставляет у себя 35% агентского вознаграждения, а разницу перечисляет разработчику по договору оферты. В каждом платежном поручении Евгений пишет одно и то же:

“Оплата по договору оферты от 02.02.2017 л/к 320517”.

Назначение платежа всегда одинаковое: разработчик распознает Евгения по номеру личного кабинета.

Через полгода такие операции кажутся Большому и Солидному Банку подозрительными, и он блокирует счет без предупреждения. У Евгения в это время на счете платежи за лицензии от пяти клиентов. Он не может перевести деньги разработчику и активировать личные кабинеты.

Банк просит оригинал договора оферты, но на обмен документами с разработчиком CRM-системы уйдет неделя. Еще неделю банк будет разбираться в платежах, и только потом разблокирует счет.

Если Евгений откроет счет в банке “Точка”, менеджер позвонит ему после первого перевода и поможет правильно оформить платежку. В назначении платежа Евгению лучше написать так:

“Оплата по договору оферты №1251 от 02.02.2017 г. за лицензию CRM-системы (личный кабинет Клиента В-0217, тариф Оптимальный, 5 сотрудников, на период с 25.02.17 до 24.02.18)”.

В каждой платежке Евгений будет указывать разные данные и при необходимости легко подтвердит законность платежа документами.

Деятельность не соответствует ОКВЭД

Иногда предприниматель указывает в документах один вид деятельности, а на самом деле занимается чем-то другим. В этом нет злого умысла: рынок диктует свое. Но некоторые банки не вникают в бизнес клиента и блокируют счета.

Алексей хотел открыть с другом автосервис и при регистрации ИП указал основной ОКВЭД 50.20.1. Бизнес с ремонтом машин не пошел, и через год Алексей выучился на оценщика недвижимости. Он не знал, что нужно внести изменения в регистрационные документы и получает на расчетный счет деньги за оценку квартир. Большой и Солидный Банк заблокирует Алексею счет без предупреждения.

Банк, который заботится о клиентах, посоветует изменить ОКВЭД и даже объяснит, как быстро и правильно все оформить. Так принято в банке “Точка”, где предпринимателям не только открывают счета, но и помогают вести бизнес. Менеджер предложит Алексею дополнить список ОКВЭД, пришлет форму заявления и расскажет, куда его отправить.

Контрагенты вызывают подозрения

Банки проверяют не только своих клиентов. По закону нужно следить, от кого поступают деньги и кому они переводятся. Если честному предпринимателю поступают деньги от фирмы из “черного списка”, ему могут заблокировать счет.

У Ивана небольшое рекламное агентство и есть постоянный клиент. Этот клиент арендует баннеры с рекламой общественного движения, заказывает листовки и услуги промоутеров. Клиент платит со счетов разных фирм и говорит, что ему так удобно. Иван не обращает на это внимания: он честно размещает рекламу и печатает полиграфию. А в конце месяца они обмениваются актами на имя тех компаний, от которых поступают деньги. Банк проверил контрагентов Ивана и обнаружил, что ему на счет поступают деньги за рекламу от фирм-однодневок. Ивану об этом ничего не сообщили, а сразу заблокировали расчетный счет.

Если бы Иван был клиентом банка “Точка”, о ненадежных контрагентах он узнал бы еще в мобильном приложении. Каждый бизнес-партнер предварительно оценивается системой и маркируется: “партнер ненадежен”, “стоит обратить пристальное внимание”, “партнер выглядит надежным”.

Проблемы с отчетностью и налогами

Банк заблокирует расчетный счет по требованию налоговой, если вовремя не сдать отчетность, не заплатить налоги или не предоставить документы по запросу. Иногда это происходит из-за случайной ошибки бухгалтера.

Бухгалтер Ольга Ивановна вовремя перечислила страховые взносы, но указала старый КБК. Деньги попали в налоговую, но повисли на невыясненных платежах, и у ИП образовался долг. Налоговая направила требование по адресу регистрации предпринимателя, но конверт затерялся. Через месяц предприниматель узнал о блокировке счета.

Он не смог выставить клиенту счет на оплату, потому что эти деньги сразу бы списались по требованию налоговой в счет несуществующего долга. Ольга Ивановна отправила уточняющее письмо, но деньги на нужный КБК зачислили только через 3 дня. К тому времени клиент ушел к конкурентам, а Ольга Ивановна осталась без премии.

Ошибиться может и налоговая — там тоже работают живые люди. Хорошо, если банк сразу предупреждает клиентов о таких блокировках и помогает решать проблемы. Еще лучше, если банк предотвращает такие ситуации: напоминает о сроках отправки отчетности, правильно считает налоги и сам заполняет реквизиты в платежках.

Как ИП избежать блокировки расчетного счета? Платите налоги со счета, на который приходит выручка

Минимальная сумма налогов по рекомендациям ЦБ — 0,5% от оборота. Это не значит, что можно платить 1% и все будет в порядке. Но если сумма меньше норматива ЦБ, финмониторинг обратит на это внимание. Налоги нужно считать правильно и перечислять вовремя.

Настройте автоматическое заполнение бюджетных платежей в интернет-банке, чтобы не ошибиться в реквизитах. Каждый месяц заказывайте акт сверки с налоговой и реестр сданной отчетности по каналам связи.

Снимайте меньше наличных

Если есть расходы по бизнесу, оплачивайте их с расчетного счета. Например, аренду офиса, канцтовары, бензин для машины курьера, доставку воды, ремонт компьютеров лучше оплачивать через банк.

Вместо наличных используйте для расчетов корпоративную карту. ИП могут оплачивать такой картой и канцтовары для офиса, и проезд сотрудников, и продукты в супермаркете для себя.

Храните документы на крупные покупки при оплате наличными.

Понятно описывайте назначение платежа

Указывайте в платежном поручении наименование услуги, номер договора или счета. Обменивайтесь актами с клиентами и поставщиками по почте или через интернет. Будьте готовы предоставить эти документы по запросу.

Уточните в службе финмониторинга своего банка, как лучше оформлять перевод денег контрагентам, чтобы избежать внезапной блокировки.

Зарегистрируйте правильный ОКВЭД

Проверьте, что указано в выписке из ЕГРИП. Если у вас другой бизнес, смените ОКВЭД. Если у вас несколько видов деятельности, перечислите их все в заявлении по форме Р24001 и сообщите об изменениях банку.

Проверяйте контрагентов

Используйте для проверки справочные сервисы. Данные об адресах массовой регистрации, дисквалифицированных лицах и компаниях, которые не сдают отчетность, есть на сайте налоговой. На "Клерке" есть сервис бесплатной проверки контрагентов.

Некоторые банки сами находят подозрительных контрагентов и предупреждают об этом своих клиентов. Если есть вероятность проверки госорганами, вы узнаете об этом заранее и успеете подготовиться. Если вы не нарушаете закон, но не можете повлиять на контрагента — уточните в банке, как оформить сделку, чтобы она не вызвала подозрений.

Вовремя сдавайте отчетность

Подключите систему для отправки отчетности по каналам связи. Настройте уведомления о требованиях налоговой по смс. Интегрируйте интернет-банк в бухгалтерский сервис, чтобы не ошибиться в расчете выручки и авансовых платежей.

Есть банки, которые умеют работать в связке с Эльбой, Контур.Бухгалтерией, Моим Делом, Небом, 1С, Кнопкой и даже Фейсбук-ботом — например, “Точка”.

Откройте счет в правильном банке

Выберите банк, который никогда не блокирует счета без предупреждения.

“Точка” заранее предупреждает клиентов о проверках и блокировках и объясняет, как избежать неприятностей. Если такое случайно произойдет, банк вернет стоимость месячного обслуживания.

Комментарии

44
  • Борис Мальцев
    Если есть расходы по бизнесу, оплачивайте их с расчетного счета.

    У меня вопрос. Вот какое дело банку как я расплачиваюсь. Налично или нет?

  • Цитата "Еще лучше, если банк предотвращает такие ситуации: напоминает о сроках
    отправки отчетности, правильно считает налоги и сам заполняет реквизиты в
    платежках." Это вообще за гранью разума.