Офшоры

Государственное регулирование ВЭД. Применение трансфертного ценообразования, сделки с участием офшорных фирм

Трансфертное ценообразование является одним из наиболее распространенных финансовых инструментов, применяемых для распределения и перераспределения финансовых потоков между участниками группы, позволяет оптимизировать уровень налогообложения, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными зарубежными участниками группы, завоевывать позиции на новых рынках.
Государственное регулирование ВЭД. Применение трансфертного ценообразования, сделки с участием офшорных фирм

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование является одним из наиболее распространенных финансовых инструментов, применяемых для распределения и перераспределения финансовых потоков между участниками группы, позволяет оптимизировать уровень налогообложения, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными зарубежными участниками группы, завоевывать позиции на новых рынках.

В законодательстве и научной литературе нет единого определения трансфертного ценообразования. В НК РФ термины «трансфертное ценообразование», «трансфертная цена» не упоминаются, хотя в нем содержатся отдельные нормы, направленные на корректировку трансфертных цен.

В специальной литературе трансфертная цена определяется по-разному, например, как «цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами, обычно не предается широкой огласке».

Трансфертная цена в широком смысле трактуется и как «необычная», «подозрительная» цена, подлежащая налоговому контролю, в отношении которой есть основания полагать, что ее величина установлена сторонами сделки не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Трансфертная цена в узком смысле рассматривается так же, как цена, используемая внутри групп компаний между взаимозависимыми лицами.

Как вы помните, ранее российское налоговое законодательство содержало, по сути, одну статью, непосредственно посвященную контролю за трансфертными ценами, это ст. 40 НК РФ. Также к данному направлению налогового контроля применялась и ст. 20 НК РФ, определяющая критерии взаимозависимости налогоплательщиков. Данные статьи применяются и в настоящее время, но исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.11 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», т. е. до 1 января 2012 г.

Законом № 227-ФЗ в часть I НК РФ был введен раздел Y.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», и с вступлением его в силу в РФ появился новый вид налоговых проверок, получивших название ценовых. Речь идет о контролируемых сделках, подлежащих особому налоговому контролю. При этом в соответствии со ст. 105.14 НК РФ к контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.1, 105.3 НК РФ).

Кроме того, в целях НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 105.14 НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются в том числе:

  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства которого является государства или территории, которые принято называть офшорными зонами.

В связи с этим с 1 января 2012 г. в соответствии со ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять свои налоговые органы о всех совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Направить такое уведомление в свою налоговую инспекцию налогоплательщик обязан не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемой сделки (форма уведомления, порядок заполнения, а также формат его представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.12 г. № ММВ-7-13/524@). Если организация нарушит этот срок, то возможен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

По контролируемым сделкам налоговые органы вправе проверить цены на соответствие рыночным, а также полноту исчисления и уплаты таких налогов, как НДФЛ, НДПИ, НДС и налог на прибыль организаций. Причем при проведении налогового контроля по контролируемым сделкам применяются: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

Приоритетным является первый из перечисленных методов, все иные используются, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Анализ главы 14.3 НК РФ позволяет сделать вывод, что для обеспечения сопоставимости данных иностранные организации должны вести бухгалтерский учет по российским стандартам. Причем у иностранных фирм, которые в соответствии с нормами международного права ведут учет по своим стандартам, ведение российского учета вовсе не отменяет обязанности ведения учета по МСФО, в силу чего такие иностранные организации с 2013 г. ведут тройной учет — свой, российский и налоговый.

Итак, с помощью трансфертных цен регулируются внутрихозяйственные связи между центрами ответственности, которыми могут выступать как структурные подразделения продавца, в том числе филиалы и подразделения, не выделенные на отдельный бухгалтерский баланс, но имеющие лицевые счета в управленческом учете, так и дочерние, зависимые организации в форме самостоятельных юридических лиц, а также связанные с головной организацией ИП, хотя юридически эта связь может быть и не доказана. Географически месторасположение центров ответственности никак не ограничивается, тем самым налоговая нагрузка на каждый центр ответственности, выделенный в самостоятельное юридическое лицо или представленный ИП, может отличаться и определяется в соответствии с действующим законодательством по месту расположения данного центра.

Трансфертные цены находятся у налоговых органов в зоне пристального внимания и контроля, так как по определению являются применяемыми ценами в сделках между взаимозависимыми лицами.

В целом недостатками трансфертного регулирования в РФ являются:

  • отсутствие четкого определения в законодательстве;
  • отсутствие методов трансфертного ценообразования;
  • неопределение конкретных до­ку­ментов, которые могут подтверждать правомерность цено­обра­зования.

При использовании трансфертного ценообразования организация должна с особым вниманием отнестись к оформлению внутренних документов, начиная от маркетинговой политики и заканчивая постоянным внутренним контролем соответствия применяемых цен рыночным. Организация должна быть готова не только к самим налоговым проверкам в любой момент времени, но и к судебным разбирательствам.

Сделки с участием офшорных фирм

Компании любой ценой стремятся снизить свои налоговые обязательства, что на практике вызывает много вопросов, а именно как сделать это законным способом. Одним из способов оптимизации налогообложения является «офшорный» метод налогового планирования.

Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

Причинами, по которым предприниматели используют офшорные компании для ведения бизнеса, являются:

1) заинтересованность в сокрытии информации о фактических собственниках бизнеса в стране его ведения. В данном случае наиболее выгодной будет регистрация компании в стране — классическом офшоре, где информация не подлежит раскрытию. Налогообложение в таких странах отсутствует, и организация оплачивает государству лишь ежегодный фиксированный сбор независимо от результатов своей деятельности;

2) возможность получения налоговых выгод в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения между государствами. Сутью подобных соглашений является исключение двойного налогообложения сделок между компаниями разных стран при осуществлении импорта и экспорта. Налогообложение доходов от таких сделок осуществляется в соответствии с законодательством той страны, где ставка налога ниже. Другим важным преимуществом, которое дает соглашение об избежании двойного налогообложения, является отсутствие таможенного НДС.

Рассмотрим пример однотипной сделки с применением офшора и без него.

Пример

Вариант без использования офшора

Российская компания «А» экспортирует товар, себестоимость или закупочная цена которого равна 200 долл. за единицу продукции, иностранной компании «B» по цене 220 долл. за единицу продукции. Прибыль, которую получает при этом компания «A», составляет 20 долл. за единицу продукции, следовательно, налог на прибыль в Российской Федерации (без учета накладных расходов) будет равен 4 долл. (20 долл. x 20%).

Вариант с использованием офшора

Российская компания «A» создает офшорную компанию «C» и заключает с ней экспортный контракт, но уже по цене 202 долл. за единицу продукции. Прибыль снижается до 2 долл. за единицу продукции, а налог на прибыль — до 0,20 долл. В свою очередь компания «C» продает товар фирме «В» уже за 220 долл. за единицу продукции. Таким образом, основная часть прибыли оседает на счетах офшорной компании, и российская компания «A» не платит с нее никаких налогов.

С помощью офшора можно уменьшить и таможенные пошлины. В этом случае в цепь поставщиков включается вторая офшорная компания. Она должна быть зарегистрирована в той стране, с которой у РФ есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения предусматривают, что иностранные компании освобождаются от уплаты налога на прибыль. Такая норма закреплена, например, в п.п. «b» п. 3 ст. 2 Конвенции от 15.02.1994 между Правительствами Российской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества» и во многих других соглашениях с юрисдикциями, где используются правила льготного налогообложения.

Существует огромное количество разновидностей этой схемы. Одна из них заключается в следующем: российское предприятие является комиссионером, а офшорная компания — комитентом. Именно по его поручению и на его средства проводятся сделки, причем в этом случае деятельность российской стороны практически безвозмездна. Обязательное условие — наличие между РФ и страной, где находится офшорная зона, договора об избежании двойного налогообложения.

При проверке налоговые органы будут стараться установить, какая сумма за продукцию в действительности была перечислена. Сделать это будет проблематично, так же как и определить реальную стоимость этой продукции, поскольку сведения о деятельности предприятий по законодательству многих государств, имеющих офшорные зоны, не могут предоставляться по запросам третьих лиц, в том числе налоговых органов, а часто даже по запросам Интерпола.

Начать дискуссию