Бюджетный учет

Учет штрафов за нарушение Правил дорожного движения

В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ размер штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения уменьшается на 50% в случае, если оплата поступила не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Как отражаются данные операции в учете территориального подразделения МВД, наделенного отдельными полномочиями администратора доходов бюджета?

В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ размер штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения уменьшается на 50% в случае, если оплата поступила не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Как отражаются данные операции в учете?

В силу п. 2 ст. 160.1 БК РФ администраторы доходов осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также представляют информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 № 210‑ФЗ.

Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 № 19н (далее – Порядок). Данный порядок предусматривает, что главные администраторы (администраторы) доходов формируют запросы или извещения в соответствии с форматами взаимодействия и направляют их оператору ГИС ГМП. Так, для уточнения информации, указанной в ранее направленном извещении о начислении, главные администраторы (администраторы) направляют оператору ГИС ГМП извещение об уточнении начисления.

При этом согласно пп. «д» и «ж» п. 1 Правил № 995[1] главные администраторы доходов принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Правовые акты об администрировании должны содержать положения об определении порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов или указание на нормативные правовые акты РФ, регулирующие данные вопросы (пп. «в» п. 2 Правил № 995).

Таким образом, по мнению Минфина, администраторы доходов бюджетов должны осуществлять уточнение (уменьшение) начислений сумм административных штрафов в соответствии с Порядком и утвержденными главными администраторами доходов бюджетов правовыми актами об администрировании доходов, содержащими порядок корректировки начислений сумм административных штрафов, согласно п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (см. Письмо Минфина РФ от 18.04.2016 № 02‑07‑10/22401).

Порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) установлен п. 77 Инструкции № 162н[2]. Данная операция отражается по кредиту счета 1 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия».

Однако, если доходы, полученные учреждением от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, реализации возложенных на него полномочий, уменьшаются в результате исполнения норм действующего законодательства, возникают выпадающие доходы. Порядок отражения таких операций изложен в п. 120 Инструкции № 162н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н).

В силу положений данного пункта уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 10 174 «Выпадающие доходы»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 «Расчеты по доходам», 1 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»

Рассмотрим пример по отражению операций с выпадающими доходами.

Главным администратором доходов бюджета по штрафам за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения является МВД. Предположим, что в феврале 2017 года территориальным отделением МВД, наделенным отдельными полномочиями администратора доходов бюджета, было начислено условно 325 000 руб. штрафов за нарушение ПДД. Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ размер штрафа уменьшается на 50% в случае, если оплата поступила не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Допустим, сумма уменьшения составляет 162 500 руб.

Поскольку операция по уменьшению начисленных доходов бюджета от взыскания штрафов (пеней, неустоек) по своему характеру не может быть отнесена к операциям по корректировке, исправлению произведенных операций, применяется счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». При этом следует учитывать, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 «Выпадающие доходы» не используется.

В бюджетном учете главного администратора будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы бюджета, полученные от денежных взысканий (штрафов) на основании первичных документов, подтверждающих право требования к плательщику (постановления об административном правонарушении)

1 205 41 560

1 401 10 140

325 000

Поступили в доход бюджета суммы денежных взысканий (штрафов) в размере 50% в соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ

1 210 02 140

1 205 41 660

162 500

Признаны выпадающие доходы, полученные от уменьшения суммы начисленных денежных взысканий (штрафов) на 50% согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, на основании первичного учетного документа

1 401 10 174

1 205 41 660

162 500


[1] Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Начать дискуссию