Ведение бизнеса

Проект «Лидеры мнений». Будущее – за молодежью

Какие регионы России можно считать сильными в инновационном отношении? Что мешает внедрению инноваций в практику? Почему разработкой новых технологических решений чаще всего занимается молодежь? Эти и другие вопросы в рамках проекта «Лидеры мнений» обсудили директор «БКС Премьер» в Краснодаре Вадим Бражник и Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России.
Проект «Лидеры мнений». Будущее – за молодежью
Директор «БКС Премьер» в Краснодаре Вадим Бражник и Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России

Какие регионы России можно считать сильными в инновационном отношении? Что мешает внедрению инноваций в практику? Почему разработкой новых технологических решений чаще всего занимается молодежь? Эти и другие вопросы в рамках проекта «Лидеры мнений» обсудили директор «БКС Премьер» в Краснодаре Вадим Бражник и Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России. 

Вадим Бражник: Подведите, пожалуйста, итоги работы Ассоциации в 2016 году. Какие задачи удалось решить?

Иван Федотов: Миссия Ассоциацииразвитие экономики России за счет создания и продвижения комплексных инфраструктурных проектов регионов на глобальном уровне. Одну из приоритетных задач мы видим в продвижении совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов регионов – членов АИРР в органах государственной власти Российской Федерации.

В 2016 году Минэкономразвития России изменило политику по развитию региональных инновационных кластеров, запустив новый приоритетный проект «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». В рамках данного проекта планируется в 11 кластерах-победителях за 5 лет удвоить объем несырьевого экспорта, создать (модернизировать) более 100 тыс. рабочих мест, привлечь более 300 млрд рублей внебюджетных инвестиций. На участие в конкурсе 2016 года в Минэкономразвития России поступило 22 заявки. В ходе работы по отбору кластеров они были рассмотрены экспертами и по ним были подготовлены заключения. Кроме того, прошли очные защиты заявок кластеров.

В результате было отобрано 11 кластеров из 11 субъектов РФ, которым будет обеспечено содействие в использовании различных мер поддержки со стороны Министерства, других ведомств и институтов развития для обеспечения ими опережающих темпов роста на основе достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности, развития механизмов поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.  10 из 11 победителей конкурсного отбора заявок стали регионы – члены АИРР.

В 2016 году была проведена актуализация Рейтинга инновационного развития регионов России, разработанного при участии экспертного сообщества и одобренного Минэкономразвития России. Практическими результатами рейтинга являются аналитические справки по регионам АИРР, которые включают общую характеристику, мониторинг изменений и конкретные рекомендации по выработке мер региональной политики, направленных на совершенствование региональных инновационных систем данных субъектов РФ. Это позволяет руководителям регионов видеть точечную динамику инновационной активности и использовать рейтинг в качестве реального инструмента управления.

Кроме того, в 2016 году мы участвовали в разработке рейтинга «Инновационный бизнес в регионах России». Он сфокусирован на компаниях, которые вносят значимый вклад в экономику России, способствуют импортозамещению, инновационному развитию и обеспечению национальной безопасности. И это только часть нашей работы….

Вадим Бражник: Если не ошибаюсь, среди регионов, входящих в Ассоциации, нет ни одного южного региона. Почему?

Иван Федотов: Как это ни парадоксально, но от южных регионов нам действительно не поступало заявок на вступление. АИРР ежегодно выпускает рейтинг инновационных регионов России, содержащий актуальные результаты инновационного развития всех субъектов РФ. В группу средних инноваторов входят Краснодарский и Ставропольский регионы (37 и 32 место), среди слабых инноваторов – представители республик Северного Кавказа. На территории этих субъектов, как правило, нет крупных научных центров, недостаточно развито производство. Чтобы изменить ситуацию, руководству данных регионов нужно выстроить эффективную управленческую модель, включающую в кооперацию бизнес, науку и власть.

На мой взгляд, в этих регионах можно развивать сельское хозяйство. В агропромышленном комплексе существует множество инноваций, которые действительно приживутся на этих территориях. Сегодня, в условиях санкций и действующих программ импортозамещения, данное направление может стать серьезным двигателем к изменению карты инновационной России в будущем.

Вадим Бражник: Каков инновационный потенциал Кубани?

Иван Федотов: У Краснодарского края есть все шансы сделать качественный рывок уже в ближайшем будущем. Своим заметным перемещением на 11 позиций вверх он обязан учету нового компонента рейтинга «Инновационная активность региона».

Вадим Бражник: По каким критериям определяются сильные в инновационном отношении регионы?

Иван Федотов: В основу нашей статистики заложено 29 индикаторов. Важным отличием предыдущих лет является учет качественно новых 6 индикаторов, объединенных в один смысловой блок. Кроме этого, мы учитываем и стандартные показатели – научные исследования и разработки, показатели инновационной деятельности, социально-экономические условия для ее развития, инновационную активность региона, выражаемую в участии в различных конкурсах институтов развития.

Вадим Бражник: Иногда складывается такое впечатление, что о инновациях много говорят, но как таковых инновационных разработок очень немного. Что говорит бесстрастная статистика по этому поводу? В каких сферах инновационные разработки появляются более или менее часто, а в каких их практически нет?

Иван Федотов: Если отбросить оборонно-промышленный комплекс, то традиционно самая короткая цепочка внедрения инноваций – в нефтегазохимической отрасли и ТЭК.

Вадим Бражник: В чем, по вашему мнению, главная проблема внедрения инноваций в жизнь: финансирование, законодательство, психология, менталитет или что-то еще?

На западе нет проблем, проблемы есть в России. У нас очень длинная бюрократическая цепочка от идеи до воплощения. Есть масса законодательных ограничений. Все это приводит к тому, что люди не верят в развитии инноваций и многие разработки остаются лежать «в столе».

Вадим Бражник: Какие на сегодняшний день существуют инструменты финансирования инновационных разработок?

Иван Федотов: Это всевозможные гранты и конкурсы. Они регулярно проводятся различными институтами развития, федеральными министерствами и ведомствами.

Вадим Бражник: В чем специфика продвижения инновационных проектов? Можно ли сказать, что разработкой новых технологических решений в большинстве своем занимаются молодые люди?

Иван Федотов: Будущее – за молодежью. Именно поэтому поддержка и мотивация молодых инноваторов -  неотъемлемая часть стратегии АИРР. В части образовательного блока АИРР в «тестовом» режиме провел собственную межрегиональную междисциплинарную олимпиаду. Это работа со школьниками 8-11 класса по всем нашим регионам. Мы активно поддерживаем молодых инноваторов. России необходимо взращивать новый класс инженеров, свободных от рамок и стереотипов, которые способны производить инновации, за ними будущее. Для достижения этой цели Ассоциация участвует в реализации федеральной программы по созданию Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) на территории России. В 2016 году от членов АИРР поступило заявок на создание региональных ЦМИТов на общую сумму 110 млн руб. Кроме того, мы поддерживаем молодежную кадровую платформу «Устойчивое будущее России» и еще несколько проектов. 

Вадим Бражник: Какие планы и задачи стоят на текущий год?

Иван Федотов: В отличие от институтов развития мы не раздаем деньги. Ассоциация инновационных регионов России – это объединение руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые видят рост в своих регионах за счет инновационного развития. Мы хотим, чтобы Ассоциация стала главным экспертным центром, «единым окном» взаимодействия между федеральным центром и регионами.

У нас очень успешно работает Комитет по законодательству, в планах которого – работа по совершенствованию Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ, Закона об управлении интеллектуальной собственностью. Плюс целый пакет законодательных инициатив совместно с Минобрнауки.

Мы также помогаем нашим субъектам при формировании различных стратегий и продвижении их на различных уровнях – региональном, федеральном, международном. Есть информационный блок работы, который призван демонстрировать реальные успехи и победы наших регионов. Это одна из наших задач – показывать всем, что России есть чем гордиться, особенно в части разработки инновационной продукции.

Начать дискуссию