НДФЛ

Списание безнадежного долга. Задолженность по услугам связи приведет к уплате НДФЛ

Некоторые изменения в за­ко­нодательство носят отложенный характер. К таким можно отнести изменение, внесенное Федеральным законом от 2.05.15 г. № 113-ФЗ в ст. 223 НК РФ, которое вступило в силу с 1 января 2016 г.
Списание безнадежного долга. Задолженность по услугам связи приведет к уплате НДФЛ

Некоторые изменения в за­ко­нодательство носят отложенный характер. К таким можно отнести изменение, внесенное Федеральным законом от 2.05.15 г. № 113-ФЗ в ст. 223 НК РФ, которое вступило в силу с 1 января 2016 г. Добавлена норма о том, что день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации признается датой фактического получения дохода физического лица.

Понятие безнадежных (нереальных для взыскания) долгов приведено в п. 2 ст. 266 НК РФ.

Безнадежными долгами или долгами, нереальными ко взысканию, признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Также к ним можно отнести долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. День, с которого начинается этот отсчет, определяется в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Это может быть:

день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права; окончание срока исполнения обязательства, если при его возникновении был определен срок исполнения данного обязательства; день предъявления кредитором требования об исполнении обязательства по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования; день окончания срока, предоставляемого для исполнения требования исполнения обязательства, если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования.

Задолженность за услуги связи

Не секрет, что иногда граждане меняют телефонных операторов, «забыв» при этом оплатить задолженность за услуги связи. Если сумма большая, то оператор взыскивает ее по суду. По небольшим суммам операторы в суд не подают, так как судебные издержки могут превысить сумму долга.

Таким образом, эта «мелочь» так и числится на балансе оператора, пока не приходит срок ее списания, т. е. проходит срок исковой давности.

День, с которого начинает исчисляться срок исковой давности в отношении оплаты услуг связи физическим лицом, определяется как день исполнения обязательства, определенный в договоре на услуги связи. Порядок, сроки и форма расчетов по услугам относятся к существенным условиям такого договора (п. 23 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9.12.14 г. № 1342).

Таким образом, оператор спишет долг физического лица через 3 года после первого, не оплаченного платежа по услугам связи.

В соответствии со ст. 41 НК РФ списанная сумма признается экономической выгодой физического лица, так как ее можно оценить в денежной форме (Обращаем внимание, не путайте с материальной выгодой! Закрытый перечень ситуа­ций получения материальной выгоды приведен в ст. 212 НК РФ.)

Таким образом, сумма задолженности включается в доход физического лица и подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%.

Поскольку оператор самостоятельно не сможет удержать НДФЛ, то он должен передать сведения о возникшем доходе, сумме НДФЛ и невозможности его удержания в налоговые органы. Сделать это надо не позднее 1 марта года, следующего за тем, в котором был списан безнадежный долг.

В налоговый орган по месту регистрации оператора связи подается форма сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), утвержденная приказом ФНС России от 30.10.15 г. № ММВ-7-11/485@.

При этом физическое лицо также должно быть оповещено о том, что у него возник доход, с которого необходимо уплатить НДФЛ.

Налоговая инспекция пришлет гражданину налоговое уведомление об уплате налога. Уплатить его необходимо не позднее 1 декабря года, следующего за годом, в котором физическим лицом получен доход.

Закончился первый год применения нормы о признании датой получения дохода дня списания безнадежного долга с баланса организации.

Операторы связи списали долги и передали сведения в свои налоговые инспекции

Писать письма всем неплательщикам операторы не собираются — слишком трудоемкая работа. Есть более простой способ.

На сайте Ростелекома 22 марта 2017 г. была размещена информация «Изменение федерального законодательства о получении экономической выгоды». Оператор сообщил, что в налоговую инспекцию будет передана информация о должниках, на основании которой налоговые органы начислят должникам НДФЛ с сумм просроченной задолженности.

Ростелеком напоминает, что информацию о начислении налогов и состоянии расчетов по ним можно уточнить в своем личном кабинете на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), на сайте ФНС России (www.nalog.ru), либо в письменном уведомлении ФНС России.

Напоминаем, что если налогоплательщик получил доступ в Личный кабинет налогоплательщика, то он получает все документы от налогового органа в электронной форме через сервис ФНС России. На бумажном носителе по почте такие документы не направляются.

Граждане, имеющие такой личный кабинет, которые хотели продолжать получать все налоговые документы (уведомления, требования на уплату налогов и др.) в бумажном виде, должны были до 1 сентября 2016 г. направить уведомление в любой налоговый орган (Информация ФНС России от 7.07.16 г.).

Тем, кто не успел этого сделать, следует заглядывать в свой личный кабинет. За просрочку уплаты налога налоговая инспекция выставит пени, которые рассчитываются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (ст. 75 НК РФ).

Порядок действия налоговых органов по взысканию налогов приведен в письме ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18402@.

К основным моментам можно отнести следующее:

налоговые органы подают в суд на неплательщиков налогов после того, как сумма неуплаты превысит 3 тыс. руб.; ограничение на выезд должника направляется, когда сумма долга превысит 10 тыс. руб.; налоговые инспектора совместно с судебными приставами проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника, если задолженность составляет более 50 тыс. руб. по имущественным налогам, более 250 тыс. руб. — по НДФЛ; если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговый орган передает исполнительный лист, а следовательно, и обязанность по удержанию задолженности по налогам работодателю.

Ростелеком выступил пионером в таком способе наказания неплательщиков. Вероятно, также поступят и другие операторы связи.

Можно ожидать, что те же методы возьмут на вооружение и другие организации, которые работают с физическими лицами. Например, управляющие компании вполне могут наказать, таким образом, неплательщиков коммунальных услуг.

Стоит задуматься и людям, которые получили банковские карты с беспла тным периодом обслуживания. Такие карты обычно выдают при открытии банковского счета. Обычно по ним предусмотрено бесплатное обслуживание в течение первого года. За это время банковский депозит закончился, деньги из банка забрали, а про банковскую карту просто забыли. Долг же независимо от того, пользуются ли картой или нет, растет. Через 3 года у «забывчивых» граждан также может возникнуть доход.

Вспомните, нет ли у вас еще каких-нибудь долгов.

Порядок действия налоговых органов по взысканию налогов

Порядок действия налоговых органов по взысканию налогов приведен в письме ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18402@.

К основным моментам можно отнести следующее:

налоговые органы подают в суд на неплательщиков налогов после того, как сумма неуплаты превысит 3 тыс. руб.; ограничение на выезд должника направляется, когда сумма долга превысит 10 тыс. руб.; налоговые инспектора совместно с судебными приставами проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника, если задолженность составляет более 50 тыс. руб. — по имущественным налогам, более 250 тыс. руб. — по НДФЛ; если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговый орган передает исполнительный лист, а следовательно, и обязанность по удержанию задолженности по налогам работодателю.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • titova-tlt
    ИНН совсем не обязвтельно знать-есть паспортные данные.... Смущает другое, Ростелекому "неохото" писать письма о задолженности. Вспоминаю свою поездку с целью расторжения договора лет 5 назад с Ростелекомом.... Приездаю на окраину города за 20км. в единственное место где расторгают договора ( как оказывается, если писать письмо о расторжении и на адрес отправлять, Ростелеком имеет право 2 месяца его только рассматривать+ ответ может быть получите ), очередь 30 человек, душное место, 1 человек в час движется.... и выясняется в толпе у людей после лета и дач, когда тел.не пользовались еще плюсанулись штрафы и пени..., Вот и некогда им возиться, конечно тыщ по 5 сдернут еще потом с человека, а НДФЛ будет подарком от ФНС... Спасибо Ростелекому! При том что инет говеный, 2 месяца выясняла почему перебои и сбои, оказывается выяснила, что Я в очереди и как очередь настанет через час, я буду счастливым обладателем интернета! Акция! Позор Ростелекому!