Важной сферой, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики, является внешнеторговая деятельность, на которую в настоящее время значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Напомним, что порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами регламентирован Федеральным законом от 8.12.03 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).
Внешнеторговой является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2 Закона № 164-ФЗ).
ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.14 г. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов союза. Участники Евразийского экономического союза: Республика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика и РФ.
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС ведется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7.12.15 г. № 1329 (далее — Правила № 1329). Статистика касается товаров, ввозимых в Россию с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств — членов ЕАЭС.
Предусматривается, что статистика обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 28.01.11 г. № 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС.
Официальная статистическая информация о взаимной торговле РФ с государствами — членами ЕАЭС формируется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами ЕАЭС и Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы согласно таможенному законодательству ЕАЭС и России, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.
В п. 5 Правил № 1329 установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
О ведении статистики взаимной торговли РФ с ЕАЭС
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Статистическая форма:
заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем; представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад; формируется на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru) в разделе «Представление статистической формы» и представляется в таможенный орган в соответствии с графиком, размещенным в разделе «Подача статистических форм с электронной подписью».
При наличии у заявителя квалифицированной электронной подписи, выданной для подачи сведений в таможенные органы, статистическая форма представляется только в виде электронного документа. Датой ее представления в этом случае считается дата отправки электронного документа (формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Подробные инструкции о порядке заполнения и отправки статистических форм, в том числе о преимуществах применения электронной подписи, размещены на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы: http://edata.customs.ru (раздел «Статистическое декларирование»).
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления указанной формы считается дата отправки письма либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Данная форма заполняется на русском языке согласно приложению № 1 и Правилам заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренным приложением № 2.
Регистрация статистической формы и аннулирование зарегистрированной формы осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральной таможенной службой.
Как следует из п. 10 Правил № 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
29 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.16 г. № 510-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 510-ФЗ).
Согласно данному Закону № 510-ФЗ на Федеральную таможенную службу возложены полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики (п.п. 3 части 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).
В соответствии с принятыми изменениями законодательно была закреплена обязанность представления статистической формы в таможенный орган российского лица, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российского лица, которое обладает на момент получения или отгрузки товаров правом владения, пользования или распоряжения ими (п. 2 ст. 104 Закона № 311-ФЗ).
Ответственность за непредставление формы
В соответствии с Законом № 510-ФЗ КоАП РФ был дополнен новой ст. 19.7.13 «Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров».
Согласно данной статье административной ответственности подлежат лица, не представившие или несвоевременно представившие в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, а также представившие указанную форму, которая содержит недостоверные сведения, начиная с отчетного периода с января 2017 г.
За такие деяния, совершенные впервые, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
на должностных лиц — в размере от 10 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение сумма штрафа составит: для должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
При этом, как следует из примечания к новой статье, индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Административной ответственности за указанные правонарушения можно избежать, если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, которое совершило ошибку в отчете, добровольно представит в таможенный орган заявление об аннулировании неверной статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой формы, содержащей достоверные сведения.
Отметим, что ст. 19.7.13 КоАП РФ добавлена в текст ст. 23.8 КоАП РФ в части полномочий таможенных органов рассматривать дела о подобных административных правонарушениях. В текст ст. 4.5 КоАП РФ добавлена новая ст. 14.9.1, а также что давность привлечения к ответственности за правонарушения такого рода составляет два года с момента совершения правонарушения.
Bзаимная торговля товарами Евразийского экономического союза (далее – Союз) (млн долл. США)
|
||||||||
|
2010 г .
|
2011 г .
|
2012 г .
|
2013 г .
|
2014 г .
|
2015 г .
|
2016 г .
|
Январь 2017 г.
|
Экспорт
|
47 134,6 |
63 100,9 |
67 856,4 |
64 520,0 |
58 511,0 |
45 605,3 |
42 536,4 |
3521,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Армения |
– |
– |
– |
– |
– |
256,2 |
392,1 |
29,1 |
Беларусь |
10 418,4 |
15 182,9 |
17 116,3 |
17 708,4 |
16 061,1 |
11 007,8 |
11 255,1 |
868,7 |
Казахстан |
5 999,2 |
7103,3 |
6228,7 |
5933,6 |
6449,9 |
5120,3 |
3917,6 |
367,4 |
Кыргызстан |
– |
– |
– |
– |
– |
399,8 |
417,5 |
42,9 |
Россия |
30 717,0 |
40 814,7 |
44 511,4 |
40 878,0 |
36 000,0 |
28 821,2 |
26 554,1 |
2213,7 |
Импорт
|
47 236,4 |
63 049,0 |
67 776,7 |
64 372,0 |
58 431,5 |
45 600,1 |
41 978,0 |
3540,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Армения |
– |
– |
– |
– |
– |
988,8 |
1075,2 |
107,7 |
Беларусь |
18 658,5 |
25 615,7 |
27 670,8 |
22 988,6 |
22 279,8 |
17 207,6 |
15 369,8 |
1328,0 |
Казахстан |
12 899,5 |
15 925,8 |
17 659,6 |
18 670,1 |
14 581,5 |
11 211,6 |
9 666,0 |
831,4 |
Кыргызстан |
– |
– |
– |
– |
– |
2010,9 |
1544,6 |
100,7 |
Россия |
15 678,4 |
21 507,5 |
22 446,3 |
22 713,3 |
21 570,2 |
14 181,2 |
14 322,4 |
1172,7 |
Источник: http://www.eurasiancommission.org/ |
Начать дискуссию