Рассмотрим случаи, в которых работодатель обязан уведомлять о планируемом или уже произошедшем прекращении трудового договора с работником различные государственные органы и организации, а также порядок уведомления о расторжении трудового договора.
Случаи прекращения трудового договора
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного между ними трудового договора (ст. 15, 16 ТК РФ). Согласно статье 77 Трудового кодекса трудовой договор может быть прекращен по основаниям, перечисленным в части первой данной статьи, а также по иным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом или другими федеральными законами. Хоть это прямо и не упомянуто, логично предположить, что с расторжением трудового договора прекращаются и трудовые отношения сторон.
Анализ оснований прекращения трудового договора, перечисленных в указанной статье Трудового кодекса и иных положениях законодательства, свидетельствует о том, что причинами его прекращения служат либо волеизъявление сторон, прямо или косвенно направленное на прекращение трудовых отношений, либо объективные причины, которые делают невозможным сохранение указанных трудовых отношений. Иными словами, в качестве оснований для прекращения трудовых отношений не упоминаются воля или действия каких-либо третьих лиц, так как такие отношения складываются только между двумя субъектами - работником и работодателем.
Вместе с тем в некоторых случаях прекращение трудового договора может затрагивать как частные интересы третьих лиц, не участвующих в трудовых отношениях, так и публичные интересы государства. Кроме того, в отдельных ситуациях создается угроза использования права работодателя на одностороннее прекращение трудового договора в целях противодействия деятельности профсоюзных органов.
В связи с изложенным законодательство предусматривает ряд положений, которые обязывают работодателя уведомлять о планируемом или уже произошедшем прекращении трудового договора различные государственные органы, а также иные органы и организации.
Прекращение трудового договора с работником на воинском учете
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" все граждане обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее - Закон № 53-ФЗ)) (за исключением граждан, прямо поименованных в указанном пункте). Обязанности по организации и ведению воинского учета возлагаются не только на государственные органы, но и на организации и их должностных лиц (п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ), которые исполняют эти обязанности в соответствии с положениями Закона № 53-ФЗ и Положением о воинском учете (утв. пост. Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). В частности, пункт 9 Положения о воинском учете обязывает организации осуществлять воинский учет в отношении граждан, являющихся работниками этих организаций и подлежащих воинскому учету.
В рамках исполнения указанной обязанности такие организации-работодатели должны в том числе направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. "а" п. 32 Положения о воинском учете; подп. "а" п. 29 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2008 г.) (далее - Методические рекомендации)). Форма такого уведомления приведена в приложении № 9 к Методическим рекомендациям.
Неисполнение или несвоевременное исполнение указанной обязанности влечет за собой административную ответственность руководителя организации-работодателя или другого ее должностного лица, на которого возложено ведение воинского учета (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Нормы Закона № 53-ФЗ и Положения о воинском учете свидетельствуют о том, что ведение воинского учета в отношении своих работников возложено только на организации.
Индивидуальные предприниматели, которые также могут выступать работодателями (ст. 20 ТК РФ), вести воинский учет своих работников, а следовательно, и уведомлять соответствующие органы о расторжении с ними трудовых договоров не обязаны. Косвенное подтверждение этому можно найти и в судебной практике (пост. Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 13798/08).
Прекращение трудового договора с работником на альтернативной службе
Согласно Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе" такая служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ (далее - Закон № 113-ФЗ)).
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, направляется в организацию, являющуюся местом прохождения такой службы, которая, в свою очередь, обязана заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы (ст. 14, п. 2 ст. 16 Закона № 113-ФЗ).
В качестве таких организаций могут быть избраны организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в случаях, определенных законом, также и организации, подведомственные органам местного самоуправления (ст. 4 Закона № 113-ФЗ).
При этом как о заключении, так и о прекращении трудового договора с лицом, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, указанные организации обязаны уведомить военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация (п. 2 ст. 16, п. 7 ст. 23 Закона № 113-ФЗ; п. 69 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. пост. Правительства РФ от 28.05.2004 № 256).
Как следует из приведенных положений законодательства, такое уведомление организация-работодатель направляет в течение трех рабочих дней с момента заключения или прекращения трудового договора. Специальной формы данного уведомления законодательство не предусматривает, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.
Прекращение трудового договора и взыскание алиментов
Согласно статье 80 Семейного кодекса родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 Семейного кодекса. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, являются (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ)):
- исполнительные листы, выданные на основании судебных актов;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Исполнительный документ о взыскании алиментов в совокупности с соответствующим заявлением взыскатель предъявляет в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 33 Закона № 229-ФЗ).
В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ). Администрация организации, производившая удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, о прекращении трудового договора с лицом, обязанным уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно (п. 1 ст. 111 СК РФ).
Следует отметить, что аналогичные правила действуют и для лиц, удержания из заработной платы и иных доходов которых производятся по исполнительным документам, не связанным с исполнением алиментных обязательств: так, в частности, при перемене должником места работы лица, выплачивающие должнику заработную плату, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
При этом какая-либо специальная форма такого уведомления законодательством не установлена, а отметки о произведенных взысканиях бухгалтер проставляет на исполнительном листе и в них указывает размер удержаний, удержанную сумму, номер платежного поручения (квитанции), дату перечисления, остаток задолженности (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257). Должностное лицо, не сообщившее о прекращении трудового договора с должником и не возвратившее в установленный законом срок исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях, привлекается к административной ответственности (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).
Взыскатель вправе направить исполнительный документ о взыскании периодических платежей непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ), минуя ФССП России. В этом случае, поскольку исполнительное производство (ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ) не возбуждалось, уведомление об увольнении работника, с доходов которого производилось взыскание, равно как и сам исполнительный документ, следует направлять только самому взыскателю.
Прекращение трудового договора с иностранцем
Особенности осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ регулируются главой 50.1 Трудового кодекса, а также Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ)). При этом термин "иностранный гражданин", используемый в нормах данного Закона, автоматически включает в себя и лиц без гражданства, кроме случаев, когда иное прямо предусмотрено законом (п. 2 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган МВД России или направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ; п. 6 Приложения № 21 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147 (далее - Порядок № 147)).
Если уведомление подано непосредственно в территориальный орган МВД России, заявителю выдается справка, подтверждающая прием уведомления (п. 8 Порядка № 147). Форма уведомления о прекращении с иностранными гражданами трудовых договоров также утверждена приказом ФМС России (абз. 3 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ; Приложения № 15, 20 к приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147).
Неисполнение обязанности по уведомлению о прекращении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также нарушение сроков ее исполнения или формы и порядка уведомления влечет за собой административную ответственность (ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ). Указанные положения Закона № 115-ФЗ распространяются как на временно пребывающих, так и на временно и постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Тот факт, что работник является гражданином государства - участника Евразийского экономического союза также не устраняет обязанности работодателя об уведомлении органов МВД России о заключении и прекращении трудового договора с этим гражданином, поскольку данная обязанность не может быть истолкована как ограничение, направленное на защиту национального рынка труда, которое не должно применяться к такому гражданину (пп. 1, 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014)).
Прекращение трудового договора с осужденным к исправительным работам
В соответствии с Уголовным кодексом одним из видов наказаний, которые могут быть назначены осужденному за совершение преступления, являются исправительные работы (п. "д" ст. 44 УК РФ). Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы, не имеющий - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства (ч. 1 ст. 50 УК РФ; ч. 1 ст. 39 УИК РФ).
На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются в том числе предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или о его увольнении с работы (ч. 1 ст. 43 УИК РФ). Такое уведомление направляется в уголовно-исполнительную инспекцию (ч. 3 ст. 39 УИК РФ; п. 89 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142).
Конкретных сроков и специальной формы данного уведомления законодательство не устанавливает, упоминая лишь о предварительном уведомлении, то есть уведомлении, направленном до момента планируемого увольнения работника. Неисполнение администрацией организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязанности по уведомлению об увольнении такого работника влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 43 УИК РФ; ст. 19.7 КоАП РФ; ст. 315 УК РФ).
Прекращение трудового договора с работником, состоящем в профсоюзе
Прекращение трудового договора с работниками, являющимися членами профсоюза, в случаях сокращения численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), или неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
Работодатель в этом случае направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (ч. 1 ст. 373 ТК РФ). В свою очередь, выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).
Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается. При отрицательном мнении профсоюзного органа относительно увольнения работника работодатель обязан провести с этим органом дополнительные консультации в течение трех рабочих дней после получения указанного мнения (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).
Результаты таких консультаций оформляются протоколом. В случае недостижения согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. При этом следует помнить, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).
В случае если этот срок истек, мнение профсоюзного органа относительно увольнения работника по тому же основанию будет необходимо запрашивать заново. Также следует иметь в виду, что в случае увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса руководителей и заместителей руководителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и профсоюзных организаций структурных подразделений организации (не ниже цеховых и приравненных к ним) мотивированное мнение о таком увольнении запрашивается у вышестоящего выборного профсоюзного органа (ч. 5 ст. 374 ТК РФ). Процедура учета такого мнения совпадает с процедурой, указанной в статье 373 Трудового кодекса (ч. 5-12 ст. 374 ТК РФ).
В том же случае, когда увольнение вышеуказанных руководителей и заместителей руководителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций производится по пунктам 2 и 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса, такое увольнение допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ч. 1 ст. 374 ТК РФ). Отметим, что, если вышестоящий выборный профсоюзный орган отсутствует, увольнение руководителей и заместителей руководителей выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций производится в порядке, установленном статьей 373 Трудового кодекса (ч. 13 ст. 374 ТК РФ).
При несоблюдении указанного порядка увольнения (ст. 82, 373, 374 ТК РФ) уволенный работник подлежит восстановлению на прежней работе (п. 60 пост. Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Также ему выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула и может быть компенсирован моральный вред. Кроме того, работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).
Уведомление при сокращении численности или штата, а также ликвидации организации
При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель - не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Помимо этого, о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя работодатель обязан сообщить также выборному органу первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).
Вышеуказанные уведомления работодатель составляет в произвольной форме. Работодатель может быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанности по уведомлению органов занятости (ст. 19.7 КоАП РФ) и профсоюзного органа (ст. 5.27 КоАП РФ).
Начать дискуссию