Мы разберем несколько практических ситуаций, касающихся индивидуальных предпринимателей: взносы, упрощенка и патент для ИП, работа предпринимателя с сотрудниками и без.
Ситуация 1. ИП на УСН 6% и страховые взносы: поквартально или в конце года
Каждый год ИП обязан уплатить фиксированные взносы «за себя». Фиксированные взносы уплачиваются с учетом полученного дохода в следующем порядке:
1. Страховые взносы, рассчитанные по действующим ставкам и МРОТ.
С 1 июля 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц, поэтому сумма обязательных взносов в ПФР и ФФОМС за 2017 г. составляет:
Год |
ПФР (26%), руб. |
ФОМС (5,1%), руб. |
Итого, руб. |
2017 |
23400,00 |
4590,00 |
27990,00 |
За 2017 г. взносы в размере 27 990 руб. безопаснее заплатить до 31 декабря 2017 г.
2. 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Законодательно предусмотрено ограничение суммы страховых взносов в ПФР. На 2017 год максимальный размер страховых взносов в ПФР составляет 187 200 рублей (7500 х 8 х 26% х12мес.). То есть в случае превышения дохода, максимально доплатить необходимо 163 800 руб. (187 200 - 23 400). Этот платеж необходимо произвести до 1 апреля 2018 г.
Необязательно дожидаться крайних сроков уплаты платежей. Их можно уплачивать и поквартально. В чем плюсы? При уплате авансовых платежей по УСН предприниматель сразу может уменьшать налог на сумму уплаченных взносов. В этой ситуации необходимо взносы разделить на четыре части и уплачивать их в следующие периоды:
1. За первый квартал 2017: с 1 января до 31 марта;
2. За второй квартал 2017: с 1 апреля до 30 июня;
3. За третий квартал 2017: с 1 июля до 30 сентября;
4. За четвертый квартал 2017: с 1 октября по 31 декабря.
Если же взносы уплачиваются в конце года, то налог на УСН можно уменьшить только по итогам года. Авансовые платежи по УСН в этой ситуации поквартально уменьшать нельзя. Иначе будут пени за неуплату авансовых платежей, даже если по итогу года этот налог не нужно платить.
Ситуация 2. УСН 6% или 15%: плюсы и минусы
УСН удобна для ИП. Упрощенку можно совмещать с иными режимами налогообложения (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). При регистрации можно сразу подать заявление на применении УСН, а потом выбрать ЕНВД или патент, если они окажутся более выгодными. Но как же выбрать 6% или 15%?
При УСН 6% ИП уплачивает государству 6% от всей суммы дохода поступившей на счет. Например, если на счет поступила сумма 100 000руб., то налог 6 000 руб. Плюс в том, что с 6 000 руб. ИП полностью может вычесть уплаченные страховые взносы, в том числе 1%. А вот если есть сотрудники, то налог можно уменьшить не более, чем на 50%. Документы, подтверждающие расходы, необходимо сохранять.
При УСН 15% государству уплачивается 15% с разницы доходов и расходов. В этом случае страховые взносы включаются в расходы. Налог на них уменьшить нельзя. Например, при доходе в размере 100 000 руб. и расходах 60 000 руб. (в т.ч. взносы), налог составит 6 000 руб. Это выгодно тем, у кого большие затраты, а точнее, у кого затраты превышают прибыль более, чем на 60%.
Минус в том, что перечень принимаемых к учету затрат законодательно закрытый. Необходимо следить за верным оформлением документов от поставщиков.
Ситуация 3. Выгоден ли патент для ИП
Существует миф о том, что патент самая выгодная система налогообложения для ИП. Это не совсем верно. Она самая простая, но не для каждого вида бизнеса выгодна. Все индивидуально.
В разных регионах имеет разную стоимость. Рассчитать стоимость патента можно по на сайте ФНС вот тут.
Получить патент можно в любом регионе, где ведется деятельность, независимо от регистрации. Для этого за 10 дней до начала применения подается Заявление по форме 26.5-1. Оформить Патент можно на срок от 1 до 12 месяцев.
Важные особенности патентной системы:
1. Действует на определенные виды детальности.
2. Действует только в том регионе, в котором выдан.
3. Действует на ту деятельность, на которую был куплен патент. Например, если сдается несколько помещений в аренду по нескольким договорам, то необходимо купить несколько патентов.
4. Фиксированные страховые взносы в ПФР и ФОМС уплачиваются.
5. Взнос в ПФР в размере 1% от суммы, превышающей доход 300 000руб., рассчитывается из потенциального дохода. В случае совмещения патента с УСН, для расчета 1% потенциальный доход на патенте суммируется с реальным на УСН.
6. Оплаченные взносы не уменьшают стоимость патента.
7. ИП на патенте не платит торговый сбор.
8. До 1 июля 2018 г. не нужен кассовый аппарат (Важно! С 31 марта 2017 года всем индивидуальным предпринимателям, торгующим слабоалкогольной продукцией, нужно будет использовать контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями).
9. Не нужно сдавать декларацию. Если патент совмещается с другой системой налогообложения, то декларацию сдавать нужно.
10. Необходимо вести Книгу доходов. Сдавать ее не нужно.
Применять патентную систему могут ИП:
1. Средняя численность наемных работников по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, не превышает за налоговый период 15 человек.
2. Лимит по доходам от бизнеса не превышает 60 млн. руб.
Если в 2017 году норматив превышен, право на патент утрачивается (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). При утрате права применения патента, ИП переходит на общую или упрощенную систему налогообложения.
Ситуация 4. С чего начать оформление сотрудника в 2017 г. у ИП
1. Заключить с работником договор трудовой или гражданско-правовой. Сделать запись о приеме на работу в трудовую книжку сотрудника. На себя трудовую книжку предприниматель не заводит, т.к. его деятельность является не трудовой, а предпринимательской.
2. Зарегистрировать ИП в ФСС.
Список документов:
- Заявление о регистрации (форма утверждена Административным регламентом ФСС России от 25 октября 2013 г. № 574н);
- Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- Копии трудовых книжек или трудовых договоров нанимаемых сотрудников.
В течение трех рабочих дней ФСС зарегистрирует предпринимателя, присвоит ему регистрационный номер и код подчиненности, а также выдаст уведомление о регистрации (п. 7, 9 и 12–15 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 202н).
С 1 января 2017 г. предпринимателям не требуется обращаться в ПФР для регистрации и снятия с регистрационного учета. Регистрационный номер в ПФР предприниматели могут посмотреть в выписке ЕГРИП.
Ситуация 5. Открытие ИП без работников
При ведении предпринимательской деятельности граждане обязаны регистрировать ИП (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Для этого в регистрирующий орган нужно подать заявление (п. 3 ст. 8 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Перед заполнением заявления необходимо выбрать коды деятельности из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Код должен состоять не менее, чем из 4 цифровых знаков. Сделать это можно тут.
Перечень необходимых документов:
1. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001 (утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25);
2. Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
3. Копия паспорта гражданина России. При себе необходимо иметь оригинал паспорта.
4. Заявление на применение УСН (по желанию). Так же заявление о выборе системы налогообложения по форме КД 1150001 можно подать в ИФНС в течении 30 календарных дней с момента регистрации.
5. Копия нотариально заверенной доверенности, если документы подает представитель.
Документы можно подать:
1. Лично или через представителя (по нотариальной доверенности) в ИФНС или многофункциональный центр. Если подает представитель, то лучше заранее подготовить нотариально заверенную копию доверенности, так как она так же подается в регистрирующий орган, а при получении документов доверенность снова понадобится.
2. По почте с объявленной ценностью и описью вложения. В этом случае все документы должны быть нотариально заверены.
3. Через интернет (сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на сайте ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг).
Правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, пункте 37 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2016 г. № 169н.
На то, чтобы зарегистрировать ИП или отказать, у чиновников есть три рабочих дня. В случае положительного решения, инспекция выдаст лист записи ЕГРИП по форме № Р60009 (утверждена приказом ФНС России от 12 сентября 2016 № ММВ-7-14/481). В обратной ситуации ИФНС выдаст решение об отказе в госрегистрации. В течение следующего рабочего дня ИП или его представитель сможет получить итоговый документ.
Предприниматели имеют право выбрать любую систему налогообложения:
1. Общая - назначается всем автоматически, если не подали заявление на другую систему. Самый сложный режим.
2. УСН - один из самых выгодных режимов.
3. Сельскохозяйственный налог - может использоваться теми, чей доход от сельского хозяйства составляет более 70 % в общей прибыли.
4. Налог на вмененный доход - используется только для отдельных видов деятельности. Налог рассчитывается не с реального дохода, а с той суммы, которую, по мнению государства, должны были получить.
5. Патент - можно применять, если количество сотрудников не превышает пятнадцати человек. Предприниматель оформляет патент на определенный вид деятельности. Налог платит не с того дохода, который получил, а с той суммы, которая определена государством.
Ситуация 6. Закрытие ИП без работников
Для прекращения деятельности ИП необходимо обратиться в регистрирующий орган со следующими документами:
1. Паспорт;
2. Свидетельство о регистрации ИП;
3. Форма 26001 - заявление о закрытии ИП. Подпись в заявлении заверить у нотариуса не нужно, если ИП будет присутствовать лично и с паспортом.
4. Документ об уплате государственной пошлины.
После закрытия индивидуальный предприниматель обязан сдать отчетность в сроки, зависящие от режима налогообложения.
При закрытии ИП желательно провести сверку с налоговым органом и убедиться в отсутствии переплаты или задолженности.
Даже если ИП прекратил деятельность, документы необходимо сохранять. И чем дольше, тем лучше, но не менее четырех лет.
Ситуация 7. Автоматическая смена кодов ОКВЭД в ЕГРИП в 2017 г.
С 11 июля 2016 г. при госрегистрации юридических лиц и ИП применяются коды в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) вместо ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Для тех, кто был ранее зарегистрирован, налоговая служба самостоятельно в автоматическом режиме поменяла коды экономической деятельности в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В связи с этим могут быть несоответствия.
Проверить можно, сформировав выписку ЕГРЮЛ (ЕГРИП), воспользовавшись одним из сервисов ФНС.
В случае, если ИФНС ошиблась, необходимо сдать заявление по форме Р14001 и откорректировать ОКВЭД.
Ситуация 8. «Открыл ИП и забыл»
Бывает, что физлицо забывает о зарегистрированном на себя ИП. Такие ситуации происходят, когда деятельность так и не начали вести и доходы не получили. Как правило это обнаруживается, когда физлицо снова планирует заняться предпринимательством и при регистрации получает отказ, в связи с тем, что уже является ИП. Что делать?
Вариант 1
- Получить в налоговом органе дубликаты документов, если не сохранились, и выяснить на какой системе налогообложения находитесь.
- После того, как узнали, на какой системе налогообложения, за последнии три года сдать отчетность. За несвоевременную сдачу отчетности ИФНС может потребовать оплатить штрафы.
- Оплатить взносы и пени в ПФР и ФОМС за три года.
- При необходимости внести дополнительные коды деятельности, выбрав их из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).
- Начать вести деятельность.
Вариант 2
1. Получить в налоговом органе дубликаты документов, если не сохранились, и выяснить на какой системе налогообложения находитесь.
2. После того как узнали, на какой системе налогообложения, за последнии три года сдать отчетность. За несвоевременную сдачу отчетности ИФНС может потребовать оплатить штрафы.
3. Оплатить взносы и пени в ПФР и ФОМС за три года.
4. Закрыть ИП.
Комментарии
5