Налоговые проверки

Девять смертных грехов налогоплательщика

Представляем выдержку из «Библии ИФНС». В этой главе собраны проблемы, которые налоговики всегда стараются найти у компаний.
Девять смертных грехов налогоплательщика

Тут собрано то, что налоговики ищут на проверках у налогоплательщиков всегда. Логика налоговиков настолько изощренна (это у психологов называется профессиональной деформацией), что иногда, право, диву даешься. 

Грех № 1

Один и тот же адрес (не важно, юридический или фактический) - известный всем критерий. Но абсурд налоговиков состоит в том, что на одной из проверок открытые двери в офисах разных компаний, находящихся на одном этаже бизнес центра, стали для них признаком взаимозависимости. Однако компаниям удалось убедить проверяющих в том, что это всего лишь признак гостеприимства. Что здесь можно сказать? Могу дать ссылку на арбитраж - Постановление ФАС УО от 25.10.2008 г. № Ф09-1817/08-С2. Здесь суд сказал о том, что правильнее было бы выделить офисные помещения по номерам кабинетов и произвести госрегистрацию по адресу офиса.

Грех № 2

В настоящее время налоговики пристальное внимание уделяют банкам. Поэтому нахождение всех компаний холдинга в одном банке, конечно, удобно, но небезопасно. Во-первых, необходимо помнить о все продолжающейся тенденции по отзыву у подозрительных банков лицензий. А, во-вторых, хоть и существует достаточно положительной для бизнеса арбитражной практики, лучше не давать в руки налоговикам все карты о своей структуре и движению денег по расчетным счетам холдинга. Всегда лучше «распылить» фирмы холдинга по разным банкам, чтобы не облегчать задачу проверяющим.

Грех № 3

Один телефонный номер и адрес электронного почтового ящика. Тоже плохо. Арбитраж по данной теме: Постановление АС СЗО от 21.09.2015 №Ф07-7120/2015. Компании не удалось отвертеться от обвинений по п.п.2 п.2 ст. 45 НК РФ, поскольку совпали и телефон, и электронка. Не совершайте таких досадных ошибок! Необходимо, чтобы все Ваши компании, кроме отдельных офисных помещений, имели еще и отдельные телефонные линии.

Когда за телефон платит одна организация, а пользуются все — это выглядит, по меньшей мере, странно. Если, например, компании арендуют помещения, то предоставление аренды должно соответствовать договорам телефонной связи (необходимо заключить договоры с «телефонистами» по каждому арендодателю отдельно, по тем номерам телефонов, которые используются на его площадях), так, чтобы арендодатель смог вносить суммы за пользование телефонами в арендную плату.

Грех № 4

Единый сайт. О том, как один сайт на несколько компаний может стать роковым аргументом в суде, Вы можете посмотреть в Определении ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508. А что тут было? А было то, что незадолго до выездной проверки бизнесмен создал компанию-клона. Туда ушли все активы, персонал, сайт и прочее. Как ни бились в суде, не случилось у них счастья.

Грех № 5

Один дизайн на бумажках. Господа, обращайте внимание на фирменный стиль оформления документов в своем холдинге, если Вы делаете вид, что его как бы в природе не существует. Такие, казалось бы, мелочи о-о-очень о многом говорят налоговикам! Ну, в первую очередь, естественно, о Вашей взаимозависимости. Ну, по какой причине сторонней компании оформлять свои бумажки с Вашим логотипом и в Вашей стилистике?

Вот арбитраж к этому пункту смертных грехов. В Постановлении АС СЗО от 04.02.2015 по делу №А26-1734/2014 сотрудники фискальной службы, в погоне за признанием искусственности дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, придрались к бланкам компаний. Раз у компаний идентичный дизайн документации, значит, они взаимозависимы. Помимо такого маленького нюанса, общества объединяли еще и одинаковый юридический адрес, единая кадровая и бухгалтерская службы, одинаковые системы оплаты труда и условия работы. Однако, доначислений удалось избежать экономически обоснованными деловыми целями и достигнутыми результатами.

Грех № 6

Перекочевавший персонал. Если Вы решили преподнести налоговикам подарок, то, конечно, так и надо сделать. Перевести весь персонал со старой фирмы на новую. Ну, и правильно! А чего париться с увольнениями, выплатами какими-то? Взял и перевел всех разом. Как в этой ситуации отстоять свои права, посмотрите в Постановлении АС ЗСО от 05.07.2016 № Ф04-2757/2016.

Грех № 7

Общие контрагенты. Если Вы решили слить свою компанию и уже совершили смертные грехи под №4 и 6, а также до кучи еще и перевели на другую компанию своих клиентов, то вот Вам в помощь арбитраж в тему. Постановление АС МО от 31.10.2014 № Ф05-12000/2014 - тонущую субмарину вместе с активами и персоналом покинули клиенты. Облюбовали новый фрегат, но тут же на нем и пошли ко дну... Неожиданно, правда?

А вот тут все получилось хорошо у налогоплательщика - Постановление АС МОот 07.09.2015 №Ф05-9357/2015. И так бывает. Поэтому с выбором и оборудованием лодки поосторожнее.

Грех № 8

Одно руководство везде. Тут, как говорится, без комментариев. Читайте п.п. 8 п.2 ст. 105.1 НК РФ. Там по этому поводу все понятно написано.

Грех № 9

Вот мы и добрались до последнего пункта. Родственники зависимы между собой не только на генетическом уровне, либо на официально оформленном в органах ЗАГСа, но и в соответствии с НК РФ. О чем гласит п.п.11 п.2 ст. 105.1 НК РФ и п.п.3 п.1 ст. 20 НК РФ. И налоговики, естественно, этим пользуются. Даже, если, например, это бывшие супруги, как в Постановлении АС ВСО от 19.01.2017 №Ф02-7748/2016. Здесь уж точно, как в песне: «скованные одной цепью, связанные одной целью...».

Комментарии

5
  • Марина Снеговская
    Аноним, обещаем быть почеловечней. Спасибо за мнение!
  • Старый ворчун

    Аноним, Вы писали:

    Как это бесчеловечно – давать список постановлений ФАС УО, АС МО, АС ЗСО, АС ВСО и пр., не сделав ни одной гиперссылки!

    Даны номера арбитражных дел, вполне достаточно для получения подробной информации.

  • Galina_272013

    Добрый день!

    Спасибо за статью, есть интересные моменты. В целом со всем согласна.

    Но вот "профессиональная деформация" как-то не очень приятна и слишком обобщает всех налоговиков "под одну гребенку".