Экологические платежи

Платить «за загрязнение» придется всем

С января 2006 года невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., на организации от 50 000 до 100 000 руб.

Мацнева Ольга

С января 2006 года невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3   000 до 6   000 руб., на организации от 50   000 до 100   000 руб.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательной, однако так как санкции за не перечисление долгое время отсутствовали, многие организации ее игнорировали. Теперь штрафы установлены статьей 8.41 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» и органы Ростехнадзора активно взялись за наведение порядка в данной сфере. Следует обратить внимание, что в большинстве случаев величина платежа несопоставимо меньше возможной суммы штрафа.

Кто платит?

Перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны ВСЕ организации и предприниматели, если их деятельность негативно влияет на экологию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, негативное воздействие на экологию оказывает практически каждая организация.

Например, если у организации в собственности или в аренде есть автомобиль, работающий на бензине неэтилированном, дизельном топливе, сжатом природном газе, организация должна вносить плату за загрязнение воздуха (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344).

Вопреки распространенному мнению, наличие договора на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию от внесения платы за размещение отходов потребления (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2004 № А56-2567/04). Осуществляя оплату по договору на вывоз отходов, организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (эксплуатацию машин и механизмов, рабочего персонала и т.п.), но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Ростехнадзор в письме от 23.12.2005 № СС-47/145 разъяснил, что в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления выступает организация, в процессе деятельности которой эти отходы образуются.

Базой для расчета платежа являются объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет ведется по каждому виду загрязняющего вещества, по каждому классу опасности отхода.

Что нужно сделать организации для расчета платы?

1. Согласовать с территориальным управлением Ростехнадзора информацию о видах деятельности организации, видах выпускаемой продукции и т.п. На основании представленных данных территориальное управление Ростехнадзора определяет примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов и выдает справку о нормах для вашего вида деятельности и загрязняющие вещества для вашего предприятия.

2. Своими силами или с помощью специальных лабораторий точно определить объемы выбросов . При этом организация несет расходы, связанные с определением объемов выбросов: оплата услуг специальных лабораторий, расходы по самостоятельному определению объемов выбросов и т.п., которые принимаются в целях налогообложения при условии экономического обоснования и документального подтверждения произведенных расходов.

3. Рассчитать размер платежей ( объемы выбросов умножить на ставку и на коэффициенты ).

Ставки платы за размещение отходов (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) установлены за единицу объема размещаемых отходов (за тонну или куб.м) по классам опасности отходов для окружающей среды (отходы I класса (чрезвычайно опасные), отходы II класса (высокоопасные), отходы III класса (умеренно опасные), отходы IV класса (малоопасные) и отходы V класса (практически неопасные)

Например, мусору от бытовых помещений организаций (код 91200400 01 00 4) присвоен IV класс опасности (Приказ МПР России от 02.12. 2002 № 786), с учетом коэффициента индексации плата в 2006 году составит 307,02 руб. за тонну (298,08 руб. х 1,03).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, а также от состояния водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение № 2 к Постановлению № 344).

Величина коэффициента при загрязнении атмосферного воздуха в Центральном экономическом районе составляет 1,9 . За загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2 .

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, которые учитывают загрязнение почв. В Центральном экономическом районе коэффициент равен 1,6 .

Уплата исчисленных сумм в бюджет производится ежеквартально . При этом, в бюджет перечисляются два вида платежей: плановые и фактические. Плановые платежи вносят не позднее 20-го числа последнего месяца квартала, а фактические перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плановые платежи рассчитываются на год с поквартальной разбивкой на основании плановых показателей загрязнения.

Для расчета планового платежа необходимо количество загрязняющих веществ, в пределах допустимых норм выбросов, умножить на норматив платы, определенный с учетом всех коэффициентов.

Если планируемое количество загрязняющих веществ превышает пределы допустимых норм выбросов, то плата за сверхнормативные выбросы увеличивается в пять раз.

Пределы допустимых норм могут быть установлены только при наличии у организации согласования с территориальным управлением Ростехнадзора . Если организация не имеет этого согласования, то загрязнения в полном объеме считаются сверхнормативными, и платеж будет в пять раз больше (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

Полученные данные отражают в расчете, который должен быть согласован с органами Ростехнадзора. Далее расчет необходимо предоставить в налоговую инспекцию не позднее первого февраля текущего года. Форма расчета приведена в Приложении № 1 к совместному Письму МПР России № 04-15/61-638, Минфина России № 19, Госналогслужбы России № ВГ-6-02/10 от 03.03.1993.

Фактические платежи рассчитываются исходя из фактических объемов загрязнения. При превышении плановых показателей загрязнения производится доплата в бюджет с коэффициентом 5.

Комментарии

2
  • tuk-i-gek

    "негативное воздействие на экологию " - кошмар! Экология - это наука. Негативное воздействие оказывается на природу, на среду обитания или, как неграмотно написано во всех НПА, на окружающую среду.

    Удалите эту статью, некорректно объяснено, выложите лучше "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (утв. Минприроды РФ от 26.01.93)

  • anna010357
    Придумано как страшный сон. Сделайте нормальный закон и пропишите порядок его использования, как было ранее до перестройки, тогда и бухгалтерам будет легче объяснить руководителю, что этот закон есть.