Продолжаем серию статей о защите при налоговых проверках (статью о налогово-полицейских проверках смотрите тут, о документах при выездных проверках - тут, о неналоговых ревизиях - тут). В этом раз остановимся на проблемных процедурных моментах, которыми часто пользуются налоговики в свою пользу.
Несмотря на законодательные изменения последних лет, у налоговиков остались возможности для злоупотреблений во время выездных проверок, о которым бухгалтерам не лишним будет знать.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Сроки проведения выездной проверки регулируются ст. 89 НК РФ. Как бы ни старался законодатель ограничить возможности налоговых органов по манипулированию сроками проверки, сделать это пока не удалось.
По общему правилу (п. 6 ст. 89) компанию можно проверять в течение не более двух месяцев. Этот срок можно продлить до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести (приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-12/189@).
Плюс к этому проверка может приостанавливаться на срок до шести месяцев для (п. 9 ст. 89):
- истребования документов у контрагентов;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Если получить информацию у иностранных государственных органов в течение шести месяцев не удалось, то срок приостановления можно продлить еще на три месяца. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 101 в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства, могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, которые должны быть проведены в течение одного месяца.
Если посчитать, то даже в неисключительном случае налоговые органы могут проводить в отношении компании различные проверочные мероприятия (включая встречные проверки контрагентов) 11 месяцев (4 + 6 + 1), а максимальный срок – 16 месяцев (6 + 9 + 1).
Если необходимо обеспечить в отношении компании постоянный налоговый прессинг, налоговые органы разбивают проверочные мероприятия по годам.
Инспекторы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, но данное ограничение по сути таковым не является: нет нужды приходить в организацию три раза в год.
Кроме того, в Определении ВС РФ от 09.09.2014 №304-КГ14-737 судьи пришли к выводу о том, что при проведении выездной налоговой проверки за истекшие периоды, налоговый орган может проверить и текущий период.
Место проведения проверки: дома и стены помогают
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Налоговые органы, если им удобно проводить проверку в инспекции, иногда идут на хитрости: требуют, например, чтобы рабочее место, которое предлагает компания у себя в офисе, отвечало санитарным нормам и, если документов об аттестации рабочего места СЭС нет, считают, что у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки. Спорить или нет по этому поводу – решать компании.
С одной стороны, если проверяющие будут работать у себя в инспекции, они не будут посещать курилки, ходить по коридорам в офисе компании и не услышат мимоходом от сотрудников, «какие нехорошие эти руководители, которые выдают зарплату в таких маленьких конвертах». Не будет у них и искушения опросить между делом работников предприятия о том, с какими трудностями те сталкиваются при получении кредитов в банке, а также, почему главный инженер вдруг решил создать свою фирму на УСН по оказанию бухгалтерских услуг.
С другой стороны, дома и стены помогают, а на стенах можно много чего повесить, например, видеокамеру с целью проведения записи всех действий и разговоров проверяющих с главным бухгалтером, директором и другими сотрудниками. Вероятно, это существенно снизит желание работников налогового органа откровенно хамить, запугивать и оказывать давление на руководство и работников компании.
Шутки шутками, но оборудовать комнаты, где выделены рабочие места проверяющим, скрытыми средствами наблюдения будет нелишним. Много интересного можно почерпнуть, да и контрразведку никто не отменял…
Кстати, известны случаи, когда некоторые компании, имеющие крепкие службы собственной безопасности помимо контрразведывательных мероприятий применяли и методы дискредитации своих оппонентов: поиск компромата и «слабостей», всевозможных финансовых и других проблем, имеющихся у контролеров, устраивали провокации и т. д.
Мы не можем оправдать подобных мер. Но и судить тоже не будем: если против кого-то идут с ломом, защищаться кулаками скорее всего будет бессмысленно.
Истребование документов
В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При этом истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Сложности по выполнению указанных требований НК часто возникают у компаний, которым в течение 10 рабочих дней нужно изготовить ну хотя бы пару КамАЗов копий документов. Решением может быть предоставить оригиналы, но это не предусмотрено НК РФ плюс ко всему проверяющие могут и не вернуть оригиналы или что-то утерять, еще один вариант – попросить проверяющих провести выемку. В таком случае изготовить копии должны будут уже сами налоговые органы. Кроме того, руководитель инспекции не имеет право отказать по своему усмотрению в продлении сроков предоставления документов, если причины непредставления объективны и вески. В случае необоснованного отказа суд будет на стороне налогоплательщика.
Компания имеет право представить в налоговый орган сшив документов. Подробные рекомендации по формированию сшивов документов (копий документов), представляемых в налоговый орган на бумажном носителе, приведены в письме Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336. Там сказано, что такой сшив не должен быть объемом более 150 листов. Сшивы документов (копий документов) необходимо представлять в налоговый орган с сопроводительными письмами, в которых указываются основание их представления, включая реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов в каждом сшиве.
В этом письме Минфин разъясняет, что является заверенной копией документа. Это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника. Заверенной копией признается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
Юридическая значимость документа - это его свойство выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера. Полагаю, что из приведенных разъяснений можно сделать вывод: копия каждого документа, входящая в сшив, должна быть заверена.
Посколько в данном письме Минфина об этом прямо не сказано, могут возникнуть сомнения, считает ли финансовое ведомство необходимым при формировании сшива отдельно заверять копию каждого документа. Такие сомнения могут быть усилены и тем, что в том же Письме прямо говорится только о необходимости заверения самого сшива в целом (на оборотной стороне последнего листа).
Поэтому рекомендую заверять копию каждого документа, входящую в сшив. Тем более что ранее Минфин России (письмо от 29.10.2014 №03-02-07/1/54849) указывал на необходимость заверения копии каждого документа. В данном Письме также уточнено, что НК РФ не предусмотрена подача в налоговый орган подшивки документов, заверенной на обороте последнего листа последнего документа.
Кроме того, из письма ФНС России от 02.10.2012 №АС-4-2/16459 также следует, что, исходя из требований ст. 93 НК РФ должна быть заверена каждая копия документа в подшивке.
Комментарии
1