Возбуждение дел по налоговым преступлениям
Следователи могут возбуждать уголовные дела по налогам без участия инспекторов. Это изменение ввел Федеральный закон от 22.10.2014 №308-ФЗ, вступивший в силу 22.10.2014 г. и внесший изменения в УПК РФ.
По сути, законодатель вернул систему, существовавшую до декабря 2011 г., когда большинство дел по налоговым преступлениям следователи возбуждали на основании рапорта сотрудников соответствующего оперативного подразделения милиции. В 2011 г. такой порядок отменили с целью защиты бизнеса от необоснованного давления правоохранительных органов.
В настоящее время к налоговым делам применяются общие правила. Это означает, что поводом для возбуждения уголовного дела по налогам могут послужить:
- заявление о преступлении (от любого лица, например, работника, бывшего учредителя, партнера или конкурента);
- явка с повинной;
- постановление прокурора о направлении материалов в Следственный комитет (СК) для решения вопроса об уголовном преследовании;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых иных источников.
Документы от ИФНС
В последнюю категорию теперь попадают и документы от ИФНС. Из налогового органа следователи получают информацию в максимально доступном виде. Это связано с тем, что в 2015 году был упорядочен процесс уведомления сотрудниками налогового органа коллег из СК РФ – письмом ФНС России от 24.04.2015 № ЕД-4-2/7081 доведена до инспекций универсальная форма справки, которую необходимо заполнить налоговикам.
Она должна содержать:
- сумму недоимки, сведенную в таблицу с указанием доли задолженности по отношению к сумме налогов, подлежащей уплате за три последних финансовых сезона (таким образом обосновывается общественная опасность деяния);
- схему уклонения от уплаты налогов при наличии таковых с указанием статей НК РФ, положения которых при помощи данных схем нарушаются (таким образом обосновывается противоправность деяния);
- факты противодействия налогоплательщика законным требованиям и действиям налоговых органов (таким образом доказывается наличие умысла правонарушителя).
На практике к фактам противодействия могут быть отнесены такие поступки, как:
- регулярная неявка на допросы,
- переход под эгиду другой налоговой инспекции,
- даже попытки провести реорганизацию компании,
- и, разумеется, «потеря» имеющих отношение к делу документов.
Какие еще источники
Кроме того, под «иным источником» также понимаются результаты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Однако Следственный комитет не занимается ОРД, это функция полицейских. Специальных налоговых подразделений в полиции нет, но выявлением налоговых преступлений займутся оперативники подразделений ЭБиПК (экономической безопасности и противодействия коррупции), то есть бывшего УБЭПа.
Таким образом, даже если у вас нет никаких проблем с налоговой, в ваш офис в любой момент могут пожаловать гости в погонах и объявить, что они проверяют информацию о налоговом преступлении.
В рамках ОРД полицейские, в частности, могут осматривать офисы, склады или машины, изучать документы (ст. 6 Закона №144-ФЗ). Кроме того, возможен вариант, когда вы даже и не будете знать, что в отношении компании проводятся какие-то мероприятия, поскольку ОРД - это также прослушивание телефона, контроль корреспонденции и электронной почты (ст. 6 Закона №144-ФЗ).
Отмечу, что мероприятия в рамках ОРД могут проводиться как при наличии уголовного дела, так и без него (если есть информация о совершении или подготовке преступления (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 7 Закона №144-ФЗ)).
Имейте также в виду, что появление оперативников будет сюрпризом - о предполагаемом визите в офис полицейских вас никто уведомлять не должен. Не распространяется на ОРД и закон о защите прав организаций и предпринимателей при госконтроле (подп. 2 п. 3 ст. 1 Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
Комментарии
1а теперь давление станет обоснованным)