Налоговые проверки

Представление документов при «встречке»: когда требование можно проигнорировать

В каких случаях истребование документов у контрагента проверяемого налогоплательщика незаконно?
Представление документов при «встречке»: когда требование можно проигнорировать

Рассмотрим ситуацию. В ООО проводится выездная налоговая проверка. Налоговый инспектор при проверке решил затребовать документы и у другой организации со схожим названием, расположенной по тому же адресу, что и ООО.

Однако при выставлении организации требования о представлении документов были допущены нарушения.

На какие документы налоговики имеют право

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Из буквального толкования данной нормы следует, что у организации могут быть истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

В данном случае у организации истребованы документы, касающиеся непосредственного ее деятельности (устав, учетная политика, прайс-листы на услуги, кадровые документы и пр.), и только в одном пункте требования содержится указание на договоры с ООО.

По вопросу правомерности истребования документов, прямо не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (в т.ч. у контрагентов второго, третьего звена), есть две точки зрения:

  • такие документы не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика, и налоговый орган не вправе их истребовать (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11 по делу № А55-10502/2010, АС УО от 13.01.2016 № Ф09-9653/15 по делу № А34-1032/2015, ФАС ПО от 26.08.2013 по делу № А65-25346/2011 и др.);
  • положения НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов (определение ВС РФ от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989 (включено в Обзор судебных актов…, направленный для использования в работе письмом ФНС РФ от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@), постановлениях АС СКО от 20.01.2015 № Ф08-9693/2014 по делу № А20-1259/2014, АС МО от 07.10.2014 № Ф05-9674/14 по делу № А40-172004/2013).

В случае отказа организации представить перечисленные в требовании документы она будет привлечена к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. При оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности не представляется возможным предугадать, чью сторону примет суд – с учетом противоречивой судебной практики.

Если организация хочет избежать привлечения к ответственности, то она может представить все запрошенные документы (естественно, истребованные на основании правильно оформленного требования). Если же организация по каким-либо причинам не желает представлять документы о своей деятельности (исключая договоры и другие документы по взаимоотношениям с ООО), то она вправе отказаться исполнить требование, сославшись на подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 93.1 НК РФ и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11 по делу № А55-10502/2010.

Форма и содержание требования

Форма требования предусмотрена Приложением № 15 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Во врученном организации требовании в нарушение установленной формы:

  • неверно указано основание истребования документов – ст. 93 НК РФ (об истребовании документов непосредственно у налогоплательщика) вместо ст. 93.1 НК РФ;
  • не указано, относительно деятельности какой организации истребуются документы;
  • не указано наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов.

Такие несоответствия могут быть расценены как свидетельствующие о незаконности требования (постановления ФАС УО от 27.01.2012 № Ф09-8983/11, ФАС СЗО от 03.08.2012 № А56-72709/2011, ФАС ВВО от 06.06.2012 № А29-8138/2011).

Куда налоговики должны направить требование

Согласно п. 3, 7 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки, направляет поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации) (Приложение № 18 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом. При этом поручение об истребовании документов не составляется. Требование о представлении документов в этом случае подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Иными словами, если налогоплательщик и организация, у которой истребуются документы, стоят на учете в одном налоговом органе, то требование данной организации выставляет этот налоговый орган. При этом право подписи такого требования предоставлено руководителю или заместителю руководителя налогового органа.

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса в консультации от 01.07.2016 (СПС КонсультантПлюс) указал следующее:

требование в порядке ст. 93.1 НК РФ, подписанное иным должностным лицом, чем руководитель (заместитель руководителя) этого налогового органа, рассматривается как подписанное неуполномоченным лицом и не имеет законных оснований.

Полученное в рассматриваемом случае требование как возлагающее на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные НК РФ, может быть оставлено налогоплательщиком без исполнения по существу на основании подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Выставленное организации требование подписано старшим государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок, т.е. неуполномоченным лицом.

Резюмируя изложенное, полагаем возможным сделать следующий вывод.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Таким образом, по нашему мнению, организация не должна исполнять проанализированное требование. В случае выставления такого же требования по правильной форме организация должна будет принять решение о представлении/непредставлении документов, не связанных с деятельностью ООО.

Комментарии

2
  • Роман

    К чему эта новость, налоговая давно требования формирует автоматизированно, форма и состав реквизитов контролируется автоматизированной формой, от руки их никто не пишет, ошибок ну не найдете Вы...

  • Старый ворчун

    zaratushtra, Вы писали:

    К чему эта новость, налоговая давно требования формирует автоматизированно, форма и состав реквизитов контролируется автоматизированной формой, от руки их никто не пишет, ошибок ну не найдете Вы...

    Эта их автоматизированная система какую только чушь не пишет...