Прошел месяц после знаменательной для торговли и сферы услуг даты 1 июля 2017 г. Уже месяц каждая организация, осуществляющая расчеты с клиентами через наличные, безнал или с использованием электронных средств платежа, обязана применять онлайн-кассы.
Не успел бизнес освоить новые понятия закона 54-ФЗ (ОФД, ФН, ФП, электронная регистрация в ФНС, электронный чек), как начались первые проблемы. Появилась прорва вопросов, связанных с новым порядком работы и организации расчетов с клиентами.
Какие именно проблемы появились у пользоваталей онлайн-кассы, мы попросили рассказать практика. Подборку главных проблем по онлайн-ККТ нам подготовил Стас Милютин, ведущий специалист по работе с онлайн-кассами компании «Авиант». Он постарался кратко рассказать о самом интересном из того, с чем его компании пришлось столкнуться.
Проблема 1: что такое расчеты
Одним из популярных вопросов владельцев интернет магазинов является - нужно ли пробивать кассовый чек, если покупатель оплачивает покупку напрямую со своего расчетного счета на ваш через банк?
На что я обычно даю развернутый ответ.
Каждый закон РФ содержит информацию о сфере применения.
54-ФЗ гласит:
«Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом» (п.1 ст. 1.2 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
То есть чек выбивать надо, если вы производите РАСЧЕТЫ.
А что такое «расчеты»?
В 54-ФЗ также приведены значения терминов.
«Расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей» (ст. 1.1 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
Кстати, именно для тех, кто занимается расчетами с использованием электронных средств платежа, сейчас начинает появляться огромное количество сервисов типа «касса в аренду». В ряде случаев, такие организации освобождены от пробития бумажного чека, но обязаны выписывать электронный чек своему клиенту. Такие сервисы помогают значительно сэкономить на организации торговли и отказаться от приобретения собственной ККМ.
Проблема 2: перерегистрация касс
Достаточно много наших клиентов столкнулись с такой проблемой, как перерегистрация касс при смене типа организации или названия юрлица.
Для многих стало новостью, что для выполнения этой процедуры требуется закрытие фискального накопителя и снятие ККМ с регистрации для текущего юрлица, приобретение нового фискального накопителя и перевыпуск сертификата электронной подписи для нового названия юрлица и повторная электронная регистрация в ФНС.
Проблема 3: подключение новой ККМ
К сожалению, многие не понимают, что ККМ-online гораздо более технически сложное устройство, нежели обычный фискальный регистратор с ЭКЛЗ, который использовался до нее. Список настроек подключения для такой ККМ гораздо шире.
Поэтому большое количество заявок в компанию поступало от тех пользователей, кто самостоятельно пытался подключить новую ККМ и сталкивался с рядом трудностей.
С проблемами столкнулись и те пользователи, кто наивно полагал, что если требуется работать с кассой на другом компьютере, достаточно просто переткнуть провода.
Проблема 4: отправка чеков в ОФД
Интересны с технической точки зрения проблемы с механизмом отправки чеков в ОФД. Причина в том, что у разных производителей предусмотрены разные интерфейсы по передаче чеков.
И чтобы быстро и качественно диагностировать и решить проблему у нового клиента, пришлось запастись большим багажом знаний на эту тематику.
Проблема 5: настройка формата нового чека
Многие пользователи таких касс столкнулись с определенными трудностями при настройке формата своего чека.
В компанию попадали заявки от тех, кто хотел привести свой чек в соответствии с законом. Напомню, что на данный момент чек содержит большое количество обязательных реквизитов: например, форма расчета, система налогообложения, фамилия кассира, название номенклатуры и др.
Многие хотели настроить свое клише с учетом обязательной фискальной части чека. Для уверенного решения этих задач приходилось осваивать новые алгоритмы работы с online-кассами, реализованными в учетных программах 1С. И еще разбираться с ПО производителей ККМ.
Проблема 6: работа в программах учета
Не все учетные программы корректно взаимодействуют с новыми ККМ и их ПО. Поэтому нашей компании приходилось решать задачи, когда кассы упорно не хотели открывать смены, бить чеки, выводили кучу ошибок, связанных с округлением сумм и неверной передачей параметров.
В большинстве своем, такие ошибки были связаны с тем, что в погоне за скорейшей автоматизацией в соответствии с 54-ФЗ, производители ККМ выпускали на рынок «сырое» ПО, которое с трудом взаимодействовало с учетными программами.
Проблема 7: стандарт фискального документа и продажи с авансами
Отдельно хотелось бы поговорить о так называемом стандарте фискального документа.
Стандарт утверждает состав обязательных реквизитов чека, который должен передаваться в ОФД. На текущий момент используется стандарт ФФД 1.0, который неплохо вписывается в концепцию розничной торговли.
Но когда дело доходит до оптовых продаж с авансами и предоплатами (реквизита, описывающего этот признак расчета, не заложено в ФФД 1.0) - работа с ККТ из любой учетной программы превращается в ад.
Огромное количество наших клиентов обращается с вопросом – как в рамках закона 54-ФЗ отражать эти операции в своей учетной базе и бить чек?
Хочу подчеркнуть – универсального решения для всех конфигураций сейчас нет. Приходится предлагать разные решения: обработки, настройка доп. характеристик для номенклатуры, заведение номенклатуры с наименованием «Аванс» и др.
Решение зависит от конкретной ситуации и от того, как наш клиент ведет свои продажи.
Пример решения реализации «Аванса» в самом простом случае:
1) Продажа его как услуги и пробитие чека;
2) Возврат «АВАНСа»;
3) Пробитие полного чека с номенклатурой.
Проблема 8: переход на ФФД 1.05
Проблема в корне будет решена, когда будет введен ФФД 1.05, а впоследствии ФФД 1.1.
В этих форматах фискальных документов появится обязательный реквизит «Предмет расчета», который будет полностью описывать различные авансовые расчеты, часто встречающиеся в оптовой торговле. У 1С уже есть решения, в которых начинает поддерживаться работа с данными ФФД.
Но не стоит забывать, что сейчас в современных ККТ установлены ФН, работающие по ФФД 1.0 и чтобы перейти на ФФД 1.05, надо заменить ФН.
Фискального накопителя, поддерживающего ФФД 1.05, пока что в продаже нет. Планируемый обязательный переход на него - июль 2018 года (см. закон 54-ФЗ).
ФФД 1.0 разрешается использовать до 1 января 2019 г. После этой даты все ККТ будут работать с ФФД версии не ниже 1.05. Сейчас поддержка ФФД 1.05 требуется со стороны всех участников информационного обмена – ККТ, ОФД, автоматизированной системы ФНС.
В настоящее время фискальные документы нового формата пока не принимаются ФНС. Для этого налоговая служба должна утвердить протокол ОФД-АСК ККТ. Рабочая группа сейчас занимается его доработкой.
От себя хочу добавить: на текущий момент многие разработчики программного обеспечения (по крайней мере, 1С) успевают отслеживать изменения в законе и вносить поправки в свои продукты.
Гораздо хуже обстоят дела с аппаратной реализацией требований законодательства и разработкой технических стандартов, которым должны отвечать современные ККТ и ОФД для работы с новым форматом фискальных документов.
На текущий момент продажа без новой ККТ уже является редким исключением. Многим будет трудно привыкнуть к новому порядку работы, и пока до конца не понятно, как должен будет выглядеть в итоге фискальный чек. Но одно можно сказать точно – мы будем и дальше «держать руку на пульсе» и продолжать решать задачи по автоматизации наших клиентов в соответствии с буквой законодательства, какие бы сложности оно не вызывало у конечных пользователей.
Комментарии
9Аноним, Вы писали:
Жесть. Сочувствуем.
Интересно бы услышать комментарии данного ОФД. Вот только Аноним поскромничал, решив не называть "героя" дня )
Аноним, Вы писали:
Выше ответил без регистрации. Если какие то вопросы, можете спрашивать тут или в личку.