Зарплата

Проверьте выплаты: все ли правильно из-за повышения МРОТ

Уже второй месяц, с 1 июля МРОТ равен 7800 руб. Что нужно было сделать работодателю в связи с этим повышением? Как применять новый МРОТ в расчетах? Как не подпасть под административные штрафы?
Проверьте выплаты: все ли правильно из-за повышения МРОТ

Уже второй месяц, с 1 июля МРОТ равен 7800 руб. Что нужно было сделать работодателю в связи с этим повышением? Как применять новый МРОТ в расчетах? Как не подпасть под административные штрафы? Ответы на эти вопросы вы найдете, прочитав статью.

Законодательство о МРОТ

Среди основных гарантий относительно оплаты труда работников названо установление минимального размера оплаты труда (ст. 130 ТК РФ). Уточняется, что месячная зарплата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Напомним, что МРОТ определен Федеральным законом от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и применяется:

  • для регулирования оплаты труда;
  • для расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам;
  • для уплаты взносов ИП, адвокатов, нотариусов и прочих самозанятых лиц.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

– организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

– организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

– организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

– другими работодателями – за счет собственных средств.

Проверяем уровень заработка

Первое, на что нужно обратить внимание – зарплата сотрудников. Если есть работники, зарплата которых близка к МРОТ, существует риск нарушения трудового законодательства.

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).

Отдельно вознаграждение за труд, например в виде оклада, не должно соответствовать МРОТ. Но с учетом стимулирующих и компенсационных надбавок зарплата не может быть меньше МРОТ. Об этом говорил и ВС РФ в Определении от 19.09.2016 № 51-КГ16‑10.

Соответственно, нужно сравнить размер зарплаты у сотрудников с окладом менее МРОТ с новым МРОТ, если она меньше – доплатить сотруднику.

Пример. Согласно штатному расписанию специалисту сметного отдела ГАУ НО «Управление госэкспертизы» установлены оклад (5 000 руб.) и премия (2 500 руб.). После 01.07.2017 выплаты сотруднику в данном размере уже нельзя будет осуществлять, поэтому за июль придется ему доплатить 300 руб. (7 800 - (5 000 + 2 500)).

Если сотрудник работает на 0,5 ставки (например, по совместительству), сумма выплат за отработанное время должна быть не менее половины МРОТ.

Чтобы избежать таких ситуаций, пересмотрите размеры окладов (тарифных ставок) или же стимулирующих выплат и компенсационных надбавок.

Для того чтобы повысить сотруднику оклад, необходимо скорректировать штатное расписание. Для этого издается приказ в произвольной форме. На основании приказа оформляется приложение к действующему штатному расписанию – по той же форме, что и основное штатное расписание.

Затем с сотрудниками, которых затронуло повышение, необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Если же решено скорректировать размер стимулирующих или компенсационных выплат, нужно внести изменения в локальный нормативный акт организации, устанавливающий их, уведомить об этом работников и заключить с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых зафиксировать новые размеры названных выплат.

Отметим важный нюанс. Он касается региональной минимальной зарплаты (далее – региональный МРОТ). Напомним, что ст. 133.1 ТК РФ регионам позволено устанавливать свой МРОТ, исходя из социально-экономических условий и величины прожиточного минимума. Для этого подписывается трехстороннее соглашение между руководством субъекта РФ, объединением профсоюзов и объединением работодателей в соответствии со ст. 45 ТК РФ. В настоящее время 60% регионов страны воспользовались таким правом.

Региональный МРОТ

Региональный МРОТ уже включает в себя территориальные районные доплаты, если это специально не оговорено в заключенном соглашении. Данный МРОТ не повышается с 01.07.2017. Так что проверьте, действует ли в вашем субъекте соглашение о региональном МРОТ, и приведите зарплаты сотрудников в соответствие с требованиями названного документа. Иначе вам не избежать претензий трудовой инспекции, а также административных штрафов.

Напомним, что согласно ч. 6 ст. 5.27 ­КоАП РФ установление зарплаты в размере менее федерального или регионального МРОТ влечет:

– предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

– наложение на учреждение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

А если обозначенное нарушение будет выявлено повторно, штрафы вырастут: учреждению придется заплатить уже от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 7 ст. 5.27 ­КоАП РФ), а руководитель может быть дисквалифицирован или оштрафован на сумму до 30 000 руб.

МРОТ и пособия

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Однако в некоторых случаях расчет названных пособий осуществляется исходя из федерального МРОТ (п. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ):

  • если работник в расчетном периоде не имел заработка;
  • если средний заработок в расчете за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ.

То есть в названных случаях на день наступления страхового случая средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Напомним, что согласно п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375), во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с п. 23 названного положения.

Средний дневной заработок, определенный исходя из фактической зарплаты в пересчете на полный календарный месяц, требуется сравнить с минимальным размером оплаты труда на день начала заболевания. После этого производится сравнение для выбора большей величины (как провести сравнение, разъяснил ФСС в Письме от 11.03.2011 № 14‑03‑18/05-2129). И если тот меньше, расчет пособия нужно вести исходя из МРОТ.

Пример. Сотрудница учреждения с 03.07.2017 по 10.07.2017 была нетрудоспособна. Ее страховой стаж составляет семь лет. Заработная плата за расчетный период – 170 000 руб. Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности. Средний дневной заработок будет равен 232,88 руб. (170 000 руб. / 730 кал. дн.). Таким образом, заработок названной сотрудницы в расчете за полный календарный месяц (за июль) будет равен 7 219,28 руб. (232,88 руб. x 31 кал. дн.). Данная сумма меньше МРОТ (7 800 руб.). Согласно п. 11(1) Положения № 375 расчет пособия по временной нетрудоспособности необходимо произвести исходя из МРОТ. Таким образом, средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, будет равен 256,44 руб. (7 800 руб. x 24 мес. / 730 кал. дн.). Сумма пособия по временной нетрудоспособности составит 1 641,22 руб. (256,44 руб. x 8 кал. дн. x 80%), где 80% – это размер среднего заработка при расчете данного пособия застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 255‑ФЗ)

Есть нюансы и в расчете пособия при стаже менее шести месяцев. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 255‑ФЗ если страховой стаж работницы меньше шести месяцев, то ее пособие по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ. 

Пример. Работница принята 20.11.2016. Она отработала три месяца, уходит в отпуск по беременности и родам на 140 кал. дн. с 06.03.2017. Организация – первое место работы сотрудницы, стажа у нее больше нет. Размер дневного пособия, исчисленного исходя из среднего заработка сотрудницы, составил 253,17 руб. (ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ). Эта сумма превышает размер пособия, исчисленного исходя из МРОТ (7 500 руб.) (253,17 руб. > (7 500 руб. / 31 дн.)).

В данном случае рассчитывать пособие нужно так:

– за месяцы, полностью входящие в период отпуска по беременности и родам (апрель, май, июнь 2017 года), – исходя из 100% МРОТ (7 500 руб. ежемесячно);

– за март 2017 года – исходя из одного МРОТ пропорционально количеству календарных дней отпуска в этом месяце (26 дн.) (п. 20 Положения № 375). Сумма пособия за этот месяц составит 6 290,32 руб. (7 500 руб. / 31 дн. х 26 дн.);

– за июль 2017 года – исходя из нового размера МРОТ также пропорционально количеству дней отпуска. Для начала проверим средний заработок 253,17 руб. > (7 800 руб. / 31 дн.). Он также превышает предельную величину. Следовательно, рассчитаем пособие исходя из МРОТ. Сумма пособия за этот месяц – 5 787,1 руб. (7 800 руб. / 31 дн. х 23 дн.).

Сумма пособия по беременности и родам, которую АУ должно выплатить работнице, составит 34 577,42 руб. (7 500 руб. х 3 мес. + 6 290,32 руб. + 5 787,1 руб.).

Женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, работающей в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется исходя из МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Нужно ли пересчитывать пособие, если в период для расчета пособий происходит повышение МРОТ? Полагаем, что пересчитывать уже выплаченное пособие, рассчитанное исходя из МРОТ, не нужно, когда работник в расчетном периоде не имел заработка, или когда его средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц составил сумму ниже МРОТ, или когда размер пособия снижен при наличии оснований в соответствии с Законом № 255‑ФЗ. Это прямо следует из ч. 1.1 ст. 14 данного закона, поскольку согласно указанной норме в названных случаях МРОТ берется на день наступления страхового случая.

Пример. Работница учреждения с 01.06.2017 ушла в декретный отпуск до 18.10.2017. Работодатель оплатил больничный по беременности и родам – 140 дн. Нужно ли произвести доплату, если ее страховой стаж менее полугода, а заработок за пять месяцев 2016 года составил 310 000 руб. Определим средний дневной заработок. Он составит 424,08 руб. (310 000 руб. / 731 кал. дн.).

Согласно абз. 2 п. 20 Положения № 375 максимальный размер дневного пособия при страховом стаже менее шести месяцев определяется путем деления МРОТ на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам – 246,24 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 731 дн.). Поскольку стаж работницы менее полугода и средний заработок превышает средний заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, АУ выплатило сотруднице 34 396,12 руб. (246,24 руб. х 122 дн. + 7 500 руб. / 31 дн. х 18 дн.).

С учетом того, что с 01.07.2017 произошло повышение МРОТ и часть пособия приходится на период повышения МРОТ (в ч. 3 ст. 11 Закона № 255‑ФЗ не говорится, что для расчета пособия по беременности и родам берется минимальный размер оплаты труда на дату наступления отпуска), необходимо осуществить работнице доплату.

Соответственно, вследствие повышения МРОТ (7 800 руб.) производим перерасчет пособия за период с 01.07.2017 по 18.10.2017. Сумма, полагающаяся за это время, составит 28 089,31 руб. (7 800 руб. х 24 мес. / 731 дн. х 92 дн. + 7 800 руб. / 31 дн. х 18 дн.). Итого за весь период отпуска по беременности и родам работнице полагается 35 589,31 руб. (7 500 + 28 089,31). Следовательно, необходимо произвести доплату в размере 1 193,19 руб. (35 589,31 - 34 396,12).

Сумма пособия не может быть больше МРОТ в следующих случаях:

– страховой стаж сотрудника – менее шести месяцев (п. 6 ст. 7 Закона № 255‑ФЗ);

– сотрудник нарушил без уважительных причин назначенный врачом режим – со дня этого нарушения и до конца больничного (пп. 1 п. 1 ст. 8, пп. 1 п. 2 ст. 8 Закона № 255‑ФЗ);

– нетрудоспособность наступила из-за алкогольного, наркотического или токсического опьянения – за весь период больничного (пп. 3 п. 1 ст. 8, пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 255‑ФЗ).

Начать дискуссию