Бухгалтерия

Что бухгалтерам полезно знать про учет при финансовом оздоровлении

В кризисные годы, когда бизнес оказывается в тяжелом положении, хороший руководитель должен помочь ему «выздороветь». Как бы странно это ни звучало, но именно банкротство предоставляет проблемному бизнесу эффективные инструменты финансового оздоровления. Бухгалтеру важно знать, как вести учет в такой период.
Что бухгалтерам полезно знать про учет при финансовом оздоровлении

В кризисные годы, когда бизнес оказывается в тяжелом положении, хороший руководитель должен помочь ему «выздороветь». Как бы странно это ни звучало, но именно банкротство предоставляет проблемному бизнесу эффективные инструменты финансового оздоровления. Бухгалтеру важно знать, как вести учет в такой период.

Виды финансовой поддержки

Фирма-должник для полноценной реализации плана финансового оздоровления нуждается во вливании денежных средств. Эта процедура регулируется 30-й статьей Закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой собственник имущества, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны принять необходимый комплекс мер для восстановления платежеспособности организации-должника. 

Финансовая поддержка может оказываться в виде:

• Краткосрочных кредитов, займов;
• Долгосрочных кредитов, займов;
• Государственной помощи;
• Выпуска облигаций, векселей;
• Увеличения уставного капитала;
• Безвозвратной финансовой помощи.

Вне зависимости от того, каким путем преодоления кризиса воспользуется компания-должник, все операции непременно фиксируются в учете. 

Бухгалтерский учет в банкротстве имеет свою специфику и требует компетентности сотрудников бухгалтерской службы.

Отражение государственной помощи

Помощь, предоставленная должнику государством в период финансового оздоровления, может оказываться путем оформления субсидий, бюджетных кредитов или целевых субвенций.

Бухгалтерский учет при финансовом оздоровлении предусматривает разделение бюджетных средств на те, которые предназначены для финансирования текущих расходов и для капитальных расходов, направленных на увеличение внеоборотных активов.

Для отображения поступления и списания целевых средств предназначен счет «целевое финансирование» — 86. Аналитический учет по нему ведется в разрезах целей и источников поступления.

Займы для организаций-должников

Самый распространенный способ улучшения материального состояния должника в период финансового оздоровления – получение займа (процентного/беспроцентного). Все нюансы кредитных обязательств оговариваются в договоре, а бухгалтерский учет в банкротстве ведется с применением счетов 66 и 67 (расчеты по краткосрочным займам (66) и долгосрочным (67)).

Безвозмездная помощь компании-должнику

Все физические, юридические лица, которых интересует финансовое оздоровление компании-банкрота имеют возможность безвозмездно предоставить материальную помощь должнику. Полученные ценностиоприходуются по рыночной стоимости и отображаются проводкой:

• дебет 08 кредит 98.

Полученные бесплатно материалы:

• дебет 10 кредит 98.

(08 – «вложения во внеоборотные активы», 10 – «материалы», 98 – «доходы будущих периодов»).

Увеличение уставного капитала

Как вариант реализации проекта финансового оздоровления компании может рассматриваться увеличение уставного капитала, но эта процедура тянет за собой ряд юридических сложностей и потери времени. Перспективным такой способ можно назвать лишь в случае наличия профессионально разработанного проекта выхода из кризиса, чтобы потенциальные инвесторы или учредители компании были заинтересованы вкладывать дополнительные средства в развитие фирмы-банкрота.

В бухгалтерском учете увеличение уставного капитала будет проведено такой записью:

• дебет 75 кредит 80.

Увеличение за счет дополнительного размещения акций:

• дебет 51 кредит 75.

(75 – «расчеты с учредителями», 51 – «счет в банке», 80 – «уставной капитал»).

Грамотно поставленный бухгалтерский учет в сложные часы финансового оздоровления – важная составляющая выхода из кризиса. Привлечение к этому процессу компетентного в данном вопросе бухгалтера поможет избежать ошибок и профессионально организовать учетную деятельность компании-банкрота.

Начать дискуссию