После статьи о «Моём деле» редакцию «Клерка» обвиняли то в заказе негатива в адрес сервиса, то, наоборот, в его рекламе. Кое-кто даже обижался, что статья именно про «Моё дело», а не про других, например, про «Эльбу». А почему бы и нет, подумала редакция и пошла изучать этот сервис от СКБ Контур.
Почему по демоверсии невозможно сформировать мнение о программе
Критики статьи о «Моем деле», в основном писали о том, что мы опираемся на мнения пользователей, найденные в Интернете. Но другого пути у нас нет, поскольку бесплатные демоверсии настолько урезаны, что сделать какие-либо выводы по ним невозможно.
Несмотря на то, что «Эльба» предлагает целых 30 дней для бесплатного пользования, функционал настолько минимален, что понять что-либо о работе в сервисе трудно.
Что можно сделать, если дается право внести только пять документов? При этом нельзя оформить ни одного ПКО или РКО и нельзя создать платежку. Поэтому, опять-таки, будем изучать продукт исходя из мнений его пользователей, оставленных в сети.
Для кого предназначена «Эльба»
В сервисе фактически нет бухучета в привычном смысле. Т.е. там нельзя выбрать нужные счета при проведении документов, посмотреть оборотно-сальдовую ведомость и пр.
В программу заложены типовые бухгалтерские проводки, которые делаются автоматически. Только при подготовке бухгалтерской отчетности по итогам года можно посмотреть все обороты и остатки по счетам.
Поэтому изначально «Эльба» малоинтересна бухгалтерам. Но через неё можно вести учет в небольшом ООО, чем и пользуются руководители этих организаций, которые не обращаются за помощью к профессионалам, предпочитая вести все дела самостоятельно.
Таким образом, сервис «Эльба» интересен в первую очередь индивидуальным предпринимателям, причем применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ПСН).
Предпринимателям и организациям на ОСНО можно не беспокоиться, их сервис не обслуживает. Для таких налогоплательщиков у «Контура» есть другие программы.
Цена
Минимальный тариф «Эконом», по которому можно только подготовить и электронно отправить отчетность в налоговую, составляет 1500 рублей в квартал или 3900 рублей в год.
Оформление электронной подписи для отчетности входит в стоимость всех тарифов «Эльбы». Дорого это или дешево, каждый решает сам. Но для ИП без работников на УСН, сдающего отчетность один раз в год, это все-таки многовато. Впрочем, такому ИП скорее всего эти услуги и не понадобятся.
Тариф «Бизнес» уже дает возможность вести учет первичных документов, выставлять счета, акты, оформлять договоры и т.д. Но и стоимость его резко вырастает – 3500 рублей в квартал или 9000 рублей в год.
Тариф «Премиум», самый дорогой у «Эльбы», стоит 5000 рублей в квартал или 14000 рублей в год. Сюда уже включена возможность расчета зарплаты и консультации специалистов.
Но есть у сервиса и бесплатная опция – отправка нулевой декларации по УСН. По крайней мере, она заявлена на сайте.
Что запишем в плюс
В плюсе, вне всяких сомнений, понятный интерфейс и большое количество подсказок, в том числе и видеоуроки, где наглядно показано, что нажимать, куда и что вносить. Много справочных материалов, при этом они оформлены в виде блогов, т.е. можно задавать вопросы, на которые отвечают работники сервиса. Отвечают не всегда оперативно, но весьма толково.
Интеграция с некоторыми банками тоже в плюсе, это может помочь в работе и сэкономить время. Пока реализована интеграция с Альфа-Банком, Тинькофф, Точкой и Модульбанком. Однако речь идет только о рублевых счетах в этих банках.
Мобильные приложения для устройств на Android и iOS нами опробованы не были, но приложение в Google Play имеет рейтинг 4.5, а это немало.
Переходим к любимой части – к минусам
В сервисе отсутствует много привычных и нужных функций, несмотря на то, что пользователи годами просят их добавить.
Так, несколько лет просили предусмотреть возможность готовить декларации для закрытия ИП, однако 5 лет техподдержка футболила клиентов сервиса, заявляя: «Эльба не направлена на закрытие ИП». 9 месяцев назад возможность сделать «прощальную» отчетность появилась, однако в комментариях о завершении работы прямо написано, что чтобы сформировать её надо звонить в техподдержку. А расчет по страховым взносам и 4-ФСС все равно придется делать в другом сервисе.
Если вы на УСН с объектом «доходы минус расходы» и занимаетесь розничной торговлей, то «Эльба» явно не для вас – отслеживать оплату поставщикам придется самостоятельно. А ведь эта оплата является одним из условий принятия товара в расходы. При большом количестве поставщиков и значительной номенклатуре товаров без автоматизации трудно обойтись. И что самое удивительное, сервис и не планирует такой функционал добавлять, явно теряя таким образом клиентов.
Отсутствует возможность учета основных средств. Т.е. вообще. Заполнять раздел II книги ДиР упрощенцу придется самостоятельно. И в расходы ставить тоже. В бухучете амортизация рассчитывается самим пользователем и вносится в программу бухгалтерскими справками.
Нет расчета отпускных. Расчет компенсации при увольнении есть, а отпускные не посчитать. Как так?
Ну и главный минус, найденный нами – сервис слишком запрограммирован. Т.е. многие вещи изменить нельзя. Причем, необъяснимо почему.
В качестве примера приведем ситуацию с уплатой страховых взносов ИП. Кто-то из разработчиков посчитал, что сначала надо уплачивать взносы в ФОМС, а потом уже взносы в ПФ. Т.е. фиксированные платежи делятся не на равные ежеквартальные части, а в начале выплачивается весь платёж в ОМС, а потом уже начинают формироваться платежки на взносы в ПФР. И преподносится это как удобство для пользователей. На резонный вопрос, что ИП может закрыться в середине года и получится переплата по взносам, работник сервиса заявляет, что переплату можно вернуть по заявлению. Не умеет сервис работать по сценарию «ИП может перестать быть ИП».
Резюме
Неплохой сервис для узкого круга предпринимателей. Потенциальным пользователям следует учитывать, что по демоверсии особых выводов о возможности сервиса не сделаешь.
Комментарии
26