УСН

О порядке применения коэффициента-дефлятора в целях УСН

В очередной раз специалисты Минфина заставили побеспокоиться налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Опубликованный документ посвящен разъяснениям о том, как применять коэффициент-дефлятор для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на “упрощенку” или применения этого спецрежима.

Письмо Федеральной налоговой службы от 18.01.2006 № ГИ-6-22/30 [О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА-ДЕФЛЯТОРА В ЦЕЛЯХ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ]

Аудитор О.А. Курбангалеева

ФНС России направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28.11.2005 № 03-11-02/ 85 о порядке применения коэффициента-дефлятора в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса российской Федерации.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы И.Ф. Голиков

Приложение к письму Федеральной налоговой службы от 18.01.2006 № ГИ-6-22/30

Письмо Министерства финансов РФ от 28.12.2005 № 03-11-02/85

[О КОЭФФИЦИЕНТЕ-ДЕФЛЯТОРЕ]

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами налогоплательщиков о порядке применения коэффициента-дефлятора в целях индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), сообщает следующее.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ “О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон № 101-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие увеличение с 1 января 2006 года с 11 000 000 до 15 000 000 рублей величины предельного размера доходов, ограничивающей право организаций на переход на упрощенную систему налогообложения.

Законом № 101-ФЗ также внесены изменения в пункт 4 статьи 346.13 Кодекса, предусматривающие увеличение с 1 января 2006 года с 15 000 000 до 20 000 000 рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, превышение которого по итогам отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения.

Законом № 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса внесены дополнения, согласно которым величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В указанном порядке, согласно дополнениям, внесенным Законом № 101-ФЗ в пункт 4 статьи 346.13 Кодекса, подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (т. е. как организации, так и индивиду- ального предпринимателя), ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 “Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации “Упрощенная система налогообложения” на 2006 год” (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2005 № 7181) коэффициент-дефлятор на 2006 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, установлен равным 1,132.

На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 года (15 000 000 рублей), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года.

Величина предельного размера доходов 20 000 000 рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 году не подлежит. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.

Прошу довести данное разъяснение до сведения территориальных налоговых органов.

Заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов


Комментарий

В очередной раз специалисты Минфина заставили побеспокоиться налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Опубликованный документ посвящен разъяснениям о том, как применять коэффициент-дефлятор для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на “упрощенку” или применения этого спецрежима.

Ограничение права на переход

Напомним, что организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с начала следующего года, если ее доходы за 9 месяцев текущего года не превысили определенного уровня (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В 2005 году величина предельного дохода составляла 11 000 000 рублей. В состав доходов включалась выручка от реализации товаров (работ, услуг) и от передачи имущественных прав без учета НДС. Иными словами, величину дохода нужно было рассчитывать по правилам статьи 249 Налогового кодекса.

Начиная же с 1 января 2006 года значение предельного дохода увеличилось до 15 000 000 рублей. При этом для расчета величины дохода необходимо применять правила, установленные статьей 248 Налогового кодекса. А это значит, что в состав доходов, помимо выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), необходимо включать еще и внереализационные доходы.

Кроме того, величина предельного дохода, ограничивающая право организации перейти на “упрощенку”, должна ежегодно индексироваться при помощи специального коэффициента, который учитывает изменения потребительских цен на товары и ежегодно утверждается Правительством РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Такой коэффициент называется коэффициентом-дефлятором. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 на 2006 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,132.

То есть если организация решит переходить на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года, она должна подсчитать величину своих доходов за 9 месяцев 2006 года, а затем сравнить этот показатель с предельно допустимым доходом, дающим право на переход с обычной системы налогообложения на “упрощенку”. Причем сравнивать нужно с предельной величиной, которая установлена Налоговым кодексом, умноженной на коэффициент-дефлятор:

15 000 000 руб. x 1,132 = 16 980 000 руб.

Если доходы организации за 9 месяцев 2006 года не превысят этой суммы, то она вправе подавать заявление в инспекцию о переходе на новую систему налогообложения.

Обратите внимание: ограничение по величине доходов установлено только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут переходить на “упрощенку” даже в том случае, если их доходы за 9 месяцев текущего года превышают установленный предел.

Ограничение права на применение

Как фирма, так и предприниматель обязаны перейти на уплату налогов в общеустановленном порядке, если доход организации по итогам отчетного или налогового периода превысил установленный предел.

Отчетным периодом для плательщиков единого налога признается I квартал, первое полугодие, 9 месяцев, а налоговым периодом – календарный год (ст. 346.19 НК РФ). Поэтому сумму дохода следует считать нарастающим итогом с начала года. Предположим, что по итогам I квартала размер дохода от реализации у налогоплательщика не превысил установленного максимального предела, однако такое превышение стало очевидным по окончании апреля. В этом случае фирма или предприниматель обязаны перейти на общий режим налогообложения с 1 апреля текущего года.

Напомним, что доходы при УСН признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). А в их состав включаются доходы от реализации в соответствии со статьей 249 и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Налогового кодекса.

Обратите внимание: помимо этого “упрощенцы” должны включать в состав доходов и суммы авансов, которые поступили в кассу или на расчетный счет (письмо Минфина России от 05.07.2004 № 03-03-05/1/58), а также доходы, полученные в виде имущества безвозмездно или по договору мены. Доходы, полученные в натуральной форме, то есть в виде имущества или имущественных прав, учитываются по рыночным ценам (письмо МНС России от 26.05.2004 № 04-02-05/2/25). Подлежат учету для проверки условий применения УСН проценты по депозитным вкладам или займам, предоставленным другим организациям, поскольку они являются внереализационными доходами. Суммы же полученных займов и кредитов учитывать не нужно (письмо Минфина России от 30.09.2004 № 03-03-02-04/1/20).

В прошлом году предельная величина дохода, которая ограничивает право на применение “упрощенного” спецрежима, была установлена в размере 15 000 000 рублей. С 1 января 2006 года она составляет 20 000 000 рублей (Закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

Величина предельного размера доходов “упрощенцев” также должна ежегодно индексироваться (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Порядок индексации в этом случае точно такой же, как и при индексации предельного дохода, дающего право перехода на “упрощенку”. Поэтому в Налоговом кодексе он не описан отдельно, а дан в виде ссылки на пункт 2 статьи 346.12 кодекса, в котором идет речь об индексации предельного дохода при переходе на УСН. То есть предельная величина “упрощенного” дохода тоже должна ежегодно умножаться на коэффициент-дефлятор.

Как было отмечено выше, на 2006 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,132. Причем в приказе Минэкономразвития России № 284 сказано, что применять его необходимо как к величине предельного дохода, дающего право перехода на “упрощенку”, так и к величине предельного дохода, дающего право на применение этого спецрежима.

Поэтому все налогоплательщики единодушно решили, что в 2006 году предельная величина дохода “упрощенца”, которая дает право на применение “упрощенки”, с учетом коэффициента-дефлятора должна составлять 22 640 000 рублей (20 000 000 руб. x 1,132).

Минфин против

Однако, по мнению специалистов Минфина, в 2006 году увеличивать сумму предельного дохода, установленную Налоговым кодексом в размере 20 000 000 рублей, на величину коэффициента-дефлятора “упрощенцы” не должны. В отношении этого показателя коэффициент-дефлятор установленный на 2006 год, можно применять только в 2007 году. Отметим, что никаких аргументов в подтверждение своей позиции финансисты не привели.

Однако очевидно, что на 2007 год будет установлен другой коэффициент-дефлятор и предельную величину доходов, дающую право на применение “упрощенки”, нужно будет индексировать уже на два коэффициента-дефлятора. Именно такой порядок прописан в пункте 2 статьи 346.12 Налогового кодекса.

Тем не менее у специалистов Минфина иная точка зрения. Причем судя по доведению ее налоговой службой до нижестоящих инстанций, именно подход финансистов явится для инспекторов на местах руководством к действию.

Получается, что “упрощенцы”, доход которых в 2006 году окажется в пределе от 20 000 000 до 22 640 000 рублей, будут считаться утратившими право на применение УСН. Инспекторы будут требовать от них уплаты налогов в общеустановленном порядке начиная с того квартала, в котором величина доходов превысит 20 000 000 рублей. В противном случае плательщиков ожидают пени и штрафы.

Следует иметь в виду, что с начала 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ, которые установили внесудебный порядок взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков, а также изменили порядок взыскания недоимок по налогам и сборам, пеней с предпринимателей. Если сумма штрафа, который наложен на организацию, не превышает 50 000 рублей, а величина штрафа, наложенного на предпринимателя, оказалась меньше 5000 рублей, то инспекторы вправе взыскать эту плату без обращения в суд. Причем имеется в виду штраф, наложенный отдельно по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и отдельно по каждому иному нарушению налогового законодательства. Общая сумма штрафов, которые наложены на организацию или предпринимателя, во внимание не принимается.

Следовательно, инспекторы могут оштрафовать “бывшего” пользователя “упрощенки” на 50 000 рублей по НДС, на 50 000 рублей по налогу на прибыль, а также по налогу на имущество и по ЕСН на ту же сумму. А затем взыскать общую сумму в бесспорном порядке. Доказывать же налоговым работникам, что “упрощенцы” действуют строго в рамках Налогового кодекса, очевидно, придется в суде.

Начать дискуссию