Налог на прибыль

Налог на прибыль: разъяснения налоговиков

Налог на прибыль – тема, которая всегда актуальна. Московское УМНС в письме от 13 марта 2003 г. № 26-08/13973 разъяснило наиболее распространенные вопросы.

налог на прибыль – тема, которая всегда актуальна. Московское УМНС в письме от 13 марта 2003 г. № 26-08/13973 разъяснило наиболее распространенные вопросы.

 Е.А. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Скидка по договору

Фирма-продавец может простить своему покупателю часть долга. Оформить такое «прощение» можно, например, как предоставление фирме-покупателю скидки. Для этого руководитель предприятия-продавца должен составить приказ.

Разница между ценой по договору и фактической ценой продажи у фирмы-покупателя будет считаться его экономической выгодой. Учитывать такую выгоду нужно в составе внереализационных доходов.

Пример

В мае 2003 года ЗАО «Планета» отгрузило ООО «Сатурн» товары на сумму 24 000 руб. (в т. ч. НДС – 4000 руб.). «Сатурн» оплатил только 18 000 руб. (в т. ч. НДС – 3000 руб.). На оставшуюся часть долга в сумме 6000 руб. (24 000 – 18 000) директор «Планеты» предоставил «Сатурну» скидку. Это решение он отразил в приказе.

Полученная скидка будет считаться для «Сатурна» его экономической выгодой. Поэтому на ее величину бухгалтер ООО «Сатурн» должен увеличить внереализационные доходы.

–конец примера–

Стоимость товарно-материальных ценностей

При приобретении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) возникает много дополнительных расходов. Это может быть оплата услуг сторонних организаций за доставку, транспортно-экспедиционное обслуживание (например, пломбировка контейнеров, услуги экспедитора, досмотр груза и т. д.). При импорте или экспорте – это могут быть услуги таможенных терминалов (например, предоставление платной стоянки автотранспорту, услуги по хранению ценностей, обработка документации и т. д.).

Кроме того, сюда можно отнести затраты, которые необходимы для оценки выполнения своих обязательств по договору с поставщиком (например, сертификация, экспертиза поступающих ценностей и т. д.). Это можно сделать при условии, что подобные расходы указаны в договоре. В противном случае фирме придется оплачивать эти услуги из чистой прибыли.

Конечная стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы фирмы, определяется с учетом всех затрат, непосредственно связанных с приобретением этих ценностей. Напомним, что стоимость ТМЦ определяется согласно пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса.

Если фирма приобретает сразу несколько товарно-материальных ценностей, сумма затрат на их покупку должна быть пропорционально распределена между ними для формирования их конечной стоимости. Причем критерий, пропорционально которому будут распределяться затраты, фирма может выбрать сама. Например, распределение можно производить пропорционально стоимости приобретаемых материальных ценностей.

Пример

ООО «Космос» занимается торговлей. Фирма приобрела следующие товары:

– сумки на сумму 24 000 руб. (в т. ч. НДС – 4000 руб.);

– кошельки на сумму 18 000 руб. (в т. ч. НДС – 3000 руб.);

– ключницы на сумму 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 2000 руб.).

Общая стоимость товаров – 54 000 руб. (24 000 + 18 000 + 12 000).

Кроме того, ООО «Космос» заплатило за доставку 3000 руб. (в т. ч. НДС – 500 руб.). Бухгалтер фирмы определил конечную стоимость товаров следующим образом:

24 000 руб. + 24 000 руб. : 54 000 руб. х 3000 руб. = 25 333 руб. – конечная стоимость сумок;

18 000 руб. + 18 000 руб. : 54 000 руб. х 3000 руб. = 19 000 руб. – конечная стоимость кошельков;

12 000 руб. + 12 000 руб. : 54 000 руб. х 3000 руб. = 12 667 руб. – конечная стоимость ключниц.

–конец примера–

Расходы на покупку компьютерных программ

Списание затрат, связанных с покупкой компьютерных программ, зависит от условий договора. Если в нем установлен срок полезного использования программ, то расходы на ее приобретение учитываются при определении облагаемой налогом прибыли в течение этого срока.

В противном случае (если из условий договора нельзя определить срок полезного использования программы) такие расходы списываются в момент их возникновения.

Пример

15 сентября 2003 года ЗАО «Сириус» приобрело компьютерную бухгалтерскую программу. Ее стоимость 18 000 руб. (в т. ч. НДС – 3000 руб.).

В договоре на покупку программы не указан срок полезного использования. На этом основании бухгалтер «Сириуса» полностью списал эти затраты на расходы при расчете налога на прибыль.

–конец примера–

Оплата проезда работника

Работа сотрудников фирмы может иметь разъездной характер (например, курьер, кассир и т. д.). Если фирма не может обеспечить таких сотрудников машиной, им приходится пользоваться общественным транспортом.

В этом случае фирма может компенсировать стоимость проезда. Причем такая компенсация учитывается при расчете налога на прибыль.

Обратите внимание: характер работ должен быть подтвержден должностной инструкцией. Если ее нет, руководитель организации имеет право утвердить оплату проезда своим приказом. Он составляется в произвольном виде. Например, приказ может выглядеть так:

ООО «Марс»

Приказ

об оплате проезда

№ 65/к                                                            от 31 августа 2003 г.

Приказываю:

В связи с разъездным характером работ установить с 1 сентября 2003 г. ежемесячную компенсацию на проезд следующим сотрудникам:

– главному бухгалтеру Вершининой Т.В. – в размере 400 рублей;

– менеджеру Воробьеву А.М. – в размере 250 рублей.

Генеральный директор ООО «Марс»                                            /Панкратов М.Ю./

Расходы на ликвидацию основных средств

Фирма ликвидирует основное средство. Расходы по ликвидации (демонтаж, подготовка документации и т. д.) не связаны непосредственно с производственными расходами. Возникают вопросы: куда списать эти затраты? Что делать, если срок полезного использования объекта не закончился и осталась недоначисленная амортизация? Можно ли отнести эти суммы на внереализационные расходы?

Оказывается, можно. Как объяснили московские налоговики, все расходы, связанные с ликвидацией основных средств, включая и недоначисленную амортизацию, относятся к внереализационным расходам фирмы. Дата списания таких расходов совпадает с датой списания самого объекта.

Затраты по списанию объектов незавершенного строительства и другого имущества, монтаж которого не завершен, также списываются на внереализационные расходы. Например, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и т. д.

Пример

ЗАО «Спутник» ликвидирует типографский станок в сентябре 2003 года.

Начальная стоимость станка – 35 000 руб.

Начисленная амортизация – 28 000 руб.

Стоимость демонтажа – 3000 руб.

Затраты на вывоз – 2000 руб.

Бухгалтер «Спутника» при расчете налога на прибыль списал на внереализационные расходы следующую сумму:

35 000 руб. – 28 000 руб. + 3000 руб. + 2000 руб. = 12 000 руб.

–конец примера–

Как списать долг

Если у фирмы есть задолженность покупателя, которая нереальна для взыскания, ее можно списать. К долгам, нереальным для взыскания, относятся долги, по которым истек срок исковой давности или прекращено обязательство в соответствии с гражданским законодательством. Например, в результате ликвидации должника или на основании судебного пристава о невозможности взыскания долга. На это указано в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса.

Однако в последнем случае следует иметь в виду следующее. В течение шести месяцев со дня получения постановления суда фирма может его вернуть судебным приставам для повторного предъявления должникам.

Пока фирма может производить такие действия, долг не может быть признан нереальным для взыскания. Следовательно, в этот период организация не может списать суммы дебиторской задолженности на убытки.

Расходы на улучшение арендованного имущества

Многие фирмы, арендующие имущество, улучшают его потребительские свойства. Причем все улучшения можно разделить на отделимые и неотделимые.

К отделимым относятся улучшения, которые можно использовать отдельно от арендованного имущества. Подобные вложения арендатор может включить в состав своих основных средств и начислять по ним амортизацию. Отметим, что амортизационные группы основных средств приведены в постановлении Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

К неотделимым улучшениям можно отнести те, которые не имеют отдельной стоимости и срока полезного использования (например, покраска зданий, ремонт помещений и т. д.).

Неотделимые улучшения основных средств, производимые арендатором, можно отнести на расходы только в случае возмещения их арендодателем.

Норматив на рекламные цели

Существуют затраты на рекламу, которые можно полностью учесть при расчете налога на прибыль. К ним относятся:

– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, трансляция по радио и телевидению и т. д.) и телекоммуникационные сети;

– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Отметим, что порядок учета расхода на рекламу указан в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Остальные затраты на рекламу учитываются в размере, который не превышает одного процента от выручки фирмы.

Как пояснили налоговики, норматив для списания рекламных расходов рассчитывается в процентном соотношении от выручки без учета НДС, налога с продаж и акцизов. Рекламные расходы в пределах этих норм можно списать на расходы в момент их возникновения.

Пример

Выручка ООО «Комета» за первое полугодие 2003 года составила 500 000 руб. (без учета НДС, налога с продаж и акцизов). Расходы фирмы на рекламу за этот период составили 50 000 руб. (без учета НДС), в том числе:

– реклама в газете – 30 000 руб.;

– участие в выставке – 12 000 руб.;

– расходы на приобретение призов для победителей конкурса – 8000 руб.

Первые два вида рекламы уменьшат налог на прибыль полностью, а затраты на приобретение призов нужно нормировать. Норму списания рекламных расходов бухгалтер ООО «Комета» посчитал так:

500 000 х 1% = 5000 руб.

Эту сумму можно учесть при расчете налога на прибыль. Оставшаяся часть расходов на покупку призов в сумме 3000 руб. (8000 – 5000) налог на прибыль не уменьшит.

–конец примера–

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию