Налог на прибыль

Как оформить путевой лист, чтобы инспекция не сняла расходы

Несмотря на то, что с 1 марта 2017 г. правила заполнения путевых листов изменились, некоторые компании продолжают заполнять их по-старому. Налоговики могут посчитать это нарушением правил оформления документа и признать его недействительным.
Как оформить путевой лист, чтобы инспекция не сняла расходы

Несмотря на то, что с 1 марта 2017 г. правила заполнения путевых листов изменились, некоторые компании продолжают заполнять их по-старому. Проверяющие могут истолковать это как нарушение правил оформления документа и признать его недействительным. И, как следствие, исключить списанные по нему ГСМ из состава расходов в целях налогообложения прибыли. В этом случае компания будет вынуждена не только доплатить налог, но также уплатить штрафы и пени.

Оформляем путевой лист по-новому

Правила заполнения путевых листов изменили впервые за 11 лет. Уточнения в Приказ Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 были внесены другим приказом — от 18 января 2017 г. N 17 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и поряднения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152.

Конкретные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78 (путевой лист легкового, грузового автомобиля, автобуса и пр.)

Если организации не подходят типовые формы и она является нетранспортной, то компания может разработать свои, руководствуясь обязательными требованиями (см. раздел II приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 и нижеперечисленные нововведения[1]). При этом о „собственной“ форме обязательно следует упомянуть в Учетной политике организации!

Обратите внимание! Если форма путевого листа разрабатывается компанией самостоятельно, то срок действия „путевки“ определяется компанией произвольно, в то время как срок действия типовой унифицированной формы — один рабочий день (или одна смена). Кроме того, в этот путевой лист можно вписать сразу нескольких водителей.

Новое в путевых листах

Итак, изменений два.

1. Печать или штамп организации/ИП в верхней части путевого листа больше ставить не нужно (п. 1 Приказа от 18.01.2017 г. № 17).

2. Появилось новое обязательное требование: теперь в путевом листе нужно проставлять дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Делать это должны контролер технического состояния автотранспортных средств или контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта. Отметка о проведении предрейсового контроля заверяется подписью контролера с указанием фамилии и инициалов.» (п. 2 Приказа от 18.01.2017 г. № 17)

Если организация нетранспортная и небольшая (допустим, в ней всего один или два автомобиля), и сотрудники не обладают необходимой квалификацией для проведения предрейсового контроля, можно заключить договор о его проведении со сторонней организацией.

Обратите внимание! Если сотрудник использует личный транспорт в рабочих поездках, ему точно так же нужно выписывать путевой лист. Это предоставляет возможность:
  • точно так же отнести ГСМ на расходы, как если бы автомобиль был в собственности организации;
  • освободить начисленную работнику компенсацию за использование личного транспорта от НДФЛ (письмо Минфина РФ от 26.07.2013 № 03-04-05/24421).

Возможные последствия некорректного оформления «путевки»

Неправильно оформленный путевой лист налоговики могут не принять. А значит, за этим последуют санкции. Какие?

1. Поскольку ГСМ — это расходы организации, ФНС исключит из них стоимость горюче-смазочных материалов и доначислит налог на прибыль.

2. Как следствие, у налоговиков появится возможность оштрафовать компанию за занижение налогооблагаемой базы по ст.122 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы по ст. 122 НК РФ также влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.


[1] Дополнительно: письма Минфина России от 25.08.2009 N 0303-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308

 

Комментарии

4
  • Над. К
    Аноним, на самом деле это выдумка Минфина. Потому что компенсируют не ГСМ, а использование личного имущества, которое изнашивается в процессе использования в пользу работодателя. В этом и есть суть компенсации.
  • id277020789

    Аноним, Вы писали:

    Срок выдачи путевого листа не зависит от того, какую форму (унифицированную или свою) вы используете. Как было сказано выше, компании, которые не являются транспортными, вправе выдавать путевые листы на любой срок, но не более 1 месяца (п.10 Порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152). Выбор бланка остается за вами. Таким образом, унифицированную форму можно выдавать на срок, не превышающий 1 мес. (если ваша компания не относится к транспортной)

    Сами выдумали? Ответьте сами себе на вопрос: Что такое рейс? и может ли он продолжаться более одного дня?

    На будущее ... Транспортная компания ИМЕЕТ ПРАВО оформить путевку по унифицированной форме сроком не более 1 мес.

  • id277020789

    Аноним, Вы писали:

    Я бы на вашем месте лучше разработала свой путевой лист, т.к. срок унифицированной формы 1 день, и налоговики при проверке вам об этом скажут, а если вы ее используете несколько дней то это подделка

    Атрофия головного мозга. Подделка это ваш приказ о приеме на работу.