Конец года, подведение итогов, корпоративы, суета с подарками и столом, праздники дома — и здравствуй, годовая отчетность. Начало 2018-го для бухгалтеров, по традиции, пройдет неспокойно. Еще и с поправками принятыми надо будет ужиться. Психолог дает несколько советов, как сохранить себе нервы.
Подготовьте почву для нормальной работы уже сейчас, чтобы в отчетную кампанию не загнать себя.
Шаг 1. Защищаемся от психологического давления
Давление руководителя — один из главных раздражающих факторов. Сюда же можно отнести давление со строны ревизоров: из налоговой, фондов или, не дай Бог, полиции.
Почему руководитель давит на бухгалтерию? Обычно не потому, что ему так уж все не нравится. А просто потому, как бы это ни звучало, что он тоже нервничает и ему надо избавиться от собственного стресса. А кто ближе всего к директору? Конечно, бухгалтерия. Ей зачастую доверяют самую конфиденциальную информацию. От собственной ответственности, страха за бизнес, а как следствие — и лично за себя многие руководители становятся (или являются таковыми всю жизнь) психологическими вампирами.
Есть несколько форм поведения, с помощью которых психологические вампиры общаются с подчиненными. Самая распространенная форма — прямое негативное отношение. Формы такого поведения: приказ, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Обрушиваться на руководителя с критикой в ответ — не самый эффективный способ. Так же не стоит разряжаться, рассказывая коллегам или подчиненным о том, в каком плохом настроении сегодня руководитель. Можно действовать от обратного. А именно: хвалить его. Причем, не только в глаза, но и другим сотрудникам компании, наиболее приближенным к директору по должности.
Шаг 2. Создаем имидж сотрудника, на которого не хочется давить
Если человек готов к психологическому отпору, на него не хочется давить. Важно создать правильный имидж — сотрудника бухгалтерии, который разбирается в теме и не готов слушать советы некомпететных людей. Есть техника «психологического айдико». Если кратко, то человек не реагирует на психологические выпады. То есть они возвращаются тому, кто пытается вызвать конфликт.
Например, директор подходит и говорит: «Почему так много в том году заплатили налога на прибыль? Это что, Мария Ивановна, ваша вина? Что, нельзя было как-то показатели правильнее, эффективнее учесть?». На самом деле, директор ждет в ответ кучу извинений, оправданий и ссылок на законы. На что он скажет, что работает бухгалтерия для него, а не для законов. Вестись на провокацию не стоит. Лучше просто кивнуть, улыбнуться и сказать, что готовы принять от директора письменный план оптимизации по налогу на прибыль. Обычно, несколько раз такого сухого общения хватает, чтобы директор больше не пытался провоцировать главбуха.
Шаг 3. Делаем рабочее место психологически комфортным
Обустроить рабочее место так, чтобы она нивелировало стресс, не так сложно. Во-первых, цвета. Психологи уверены, что цвета могут повлиять на поведение человека. Есть цвета, которые помогут справиться с депрессией, повысить настроение, поверить в свои силы. А есть, наоборот, цвета, которые создают при определенных условиях психологический прессинг.
Красный цвет помогает в защите от стресса. Как ни странно. Это цвет не агрессии, а конструктивного диалога. Он придает уверенности. Необязательно ходить в красном, можно обзавестить аксессуарами такого цвета: шарфиком, галстуком, портфелем.
Синий цвет вызывает тревогу, желание поскорее закончить общение (бессознательное, конечно) и способен вызвать деструктивное настроение.
Порядок на рабочем столе — важен не столько номинально, чтобы казаться хорошим работником и ничего не терять. Порядок на столе уменьшает так называемый информационный шум, когда мозгу становится трудно сконцентрироваться на задаче. Чем более структурированными будут бумаги на столе (папки, органайзеры, ящики в помощь), тем лучше.
Ну, и конечно, не стоит забывать о простых вещах, которые всегда порадуют в непростой период на работе: фото семьи, любимый цветок в горшке, милая статуэтка с последнего отпуска.
Комментарии
1