Как бухгалтеру представить себя на собеседовании, чтобы смотреться лучше конкурентов

Недавно мы писали, какие требования предъявляют к бухгалтерам на собеседованиях. Там и справки об отсутствии беременности, и даже умение играть на гитаре. Но если отбросить такой бред, то как вести себя на нормальном собеседовании? Рассказываем основные правила грамотной самопрезентации.
Как бухгалтеру представить себя на собеседовании, чтобы смотреться лучше конкурентов

Недавно мы писали, какие требования предъявляют к бухгалтерам на собеседованиях. Там и справки об отсутствии беременности, и даже умение играть на гитаре. Но если отбросить такой бред, то как вести себя на нормальном собеседовании? Рассказываем основные правила грамотной самопрезентации.

Выступление на сцене — сродни расскажу о себе на собеседовании. К тому же, сейчас часто делают групповые выступления, чтобы удобнее было сравнивать кандидатов.

Кто-то считает, что идеальная самопрезентация должна быть краткой, кто-то — что убедительной или эмоциональной. Эти два критерия и отличают самопрезентацию профессионала: после неё вы помните человека и понимаете, в чем он может быть вам полезен.

Как же сделать самопрезентацию эффективной? Обсудим ключевые методы.

1. Основная проблема, с которой сталкиваются люди во время самопрезентации — рассказывать о других легче, чем о себе.

Это так, говоря о других мы с легкостью выделяем ключевые компетенции, достоинства и делаем это ярко и эмоционально.

Разговор о себе может получиться скомканным иногда из-за того, что мы обесцениваем свои результаты, иногда из-за того, что нам кажется «все итак все знают, зачем лишний раз об этом говорить», а о каких-то достижениях и вовсе «зачем об этом говорить здесь?».

Есть, конечно, и те, кому это даётся с легкостью. Но чаще те, кому есть, что сказать, не любят говорить о своих достижениях.

Чтобы снять этот психологический барьер предлагаю проделать упражнение, состоящее из 2 этапов.

Сначала выпишите 3–5 своих ключевых компетенций, то, в чем вы сильны, что является вашей отличительной чертой.

Затем, представьте себе личность, которую вы уважаете, испытываете восхищение этим человеком. И выпишите его достоинства. Обычно вторая часть проходит гораздо быстрее и легче. Затем к тому, что вы написали о другом человеке припишите местоимение «я».

И познакомьтесь с самим собой заново. Это — ваши самые сильные стороны.

Мы отмечаем в других только то, что есть в нас самих, то, что мы ценим.

Если бы этого качества не было в вас, вы не заметили бы его в другом человеке. Говоря об одной и той же личности, разные люди выделяют разные ключевые компетенции. Кому-то нравится доброта, а кому-то чувство юмора и решительность. Да и в целом, когда мы говорим что-то о других, мы говорим о себе. И часто первый и второй список существенно разнятся в характеристиках. С помощью этого упражнения можно помочь настроиться на самопрезентацию, а также немного посмотреть на себя со стороны.

2. Другая крайность, когда спикер сразу начинает перечислять все свои достижения.

«Член ученого совета, председатель комитета общественной палаты, имею степень MBA, кандидат таких-то наук» и т. д. Это вызывает пассивную агрессию у слушателей, поскольку им начинает казаться, что человек превозносит себя над ними.

Тогда встаёт вопрос: как презентовать себя, чтобы соблюсти баланс — не слишком хвастаться, но и вместе с тем вызвать доверие к экспертности.

Часто ответ бывает очень простым: «Мы работали над проектом целый месяц, и готовы показать его плюсы и минусы», или «я с детства увлекаюсь этой темой, и сейчас расскажу вам, как развивается эта отрасль», или «я исследую публичные выступления вот уже почти 6 лет, и готова поделиться результатами».

В ответ на этот вопрос можно органично вплести достижения: «когда писал на эту тему кандидатскую диссертацию, то и не догадывался о такой глубине вопроса», «вхождение в совет при правительстве концентрирует мои мысли на решении этой задачи» и т. д.

С одной стороны — вы не забыли упомянуть о достоинствах, с другой — сделали это ненавязчиво.

Как презентовать себя, чтобы соблюсти баланс — не слишком хвастаться, но и вместе с тем вызвать доверие к экспертности.

3. Если вы расскажете короткую историю, то ваша самопрезентация будет максимально эффективной. Все самое интересное и завораживающее начинается со слова «однажды» и продолжается со слова «вдруг».

В русской традиции выступлений не принято рассказывать истории, считается, что они отнимают время от содержания доклада. Однако, истории выполняют важную миссию: они позволяют делать выводы об услышанном самостоятельно. Ведь никто не любит навязанные характеристики и шаблоны. Истории запоминаются и легко передаются из уст в уста. Безликое сообщение о том, какую компанию вы представляете не запомнится.

Именно истории, рассказанные вначале, позволяют выделиться из числа других.

Начать дискуссию