Недавно мы писали, какие требования предъявляют к бухгалтерам на собеседованиях. Там и справки об отсутствии беременности, и даже умение играть на гитаре. Но если отбросить такой бред, то как вести себя на нормальном собеседовании? Рассказываем основные правила грамотной самопрезентации.
Выступление на сцене — сродни расскажу о себе на собеседовании. К тому же, сейчас часто делают групповые выступления, чтобы удобнее было сравнивать кандидатов.
Кто-то считает, что идеальная самопрезентация должна быть краткой, кто-то — что убедительной или эмоциональной. Эти два критерия и отличают самопрезентацию профессионала: после неё вы помните человека и понимаете, в чем он может быть вам полезен.
Как же сделать самопрезентацию эффективной? Обсудим ключевые методы.
1. Основная проблема, с которой сталкиваются люди во время самопрезентации — рассказывать о других легче, чем о себе.
Это так, говоря о других мы с легкостью выделяем ключевые компетенции, достоинства и делаем это ярко и эмоционально.
Разговор о себе может получиться скомканным иногда из-за того, что мы обесцениваем свои результаты, иногда из-за того, что нам кажется «все итак все знают, зачем лишний раз об этом говорить», а о каких-то достижениях и вовсе «зачем об этом говорить здесь?».
Есть, конечно, и те, кому это даётся с легкостью. Но чаще те, кому есть, что сказать, не любят говорить о своих достижениях.
Чтобы снять этот психологический барьер предлагаю проделать упражнение, состоящее из 2 этапов.
Сначала выпишите 3–5 своих ключевых компетенций, то, в чем вы сильны, что является вашей отличительной чертой.
Затем, представьте себе личность, которую вы уважаете, испытываете восхищение этим человеком. И выпишите его достоинства. Обычно вторая часть проходит гораздо быстрее и легче. Затем к тому, что вы написали о другом человеке припишите местоимение «я».
И познакомьтесь с самим собой заново. Это — ваши самые сильные стороны.
Мы отмечаем в других только то, что есть в нас самих, то, что мы ценим.
Если бы этого качества не было в вас, вы не заметили бы его в другом человеке. Говоря об одной и той же личности, разные люди выделяют разные ключевые компетенции. Кому-то нравится доброта, а кому-то чувство юмора и решительность. Да и в целом, когда мы говорим что-то о других, мы говорим о себе. И часто первый и второй список существенно разнятся в характеристиках. С помощью этого упражнения можно помочь настроиться на самопрезентацию, а также немного посмотреть на себя со стороны.
2. Другая крайность, когда спикер сразу начинает перечислять все свои достижения.
«Член ученого совета, председатель комитета общественной палаты, имею степень MBA, кандидат таких-то наук» и т. д. Это вызывает пассивную агрессию у слушателей, поскольку им начинает казаться, что человек превозносит себя над ними.
Тогда встаёт вопрос: как презентовать себя, чтобы соблюсти баланс — не слишком хвастаться, но и вместе с тем вызвать доверие к экспертности.
Часто ответ бывает очень простым: «Мы работали над проектом целый месяц, и готовы показать его плюсы и минусы», или «я с детства увлекаюсь этой темой, и сейчас расскажу вам, как развивается эта отрасль», или «я исследую публичные выступления вот уже почти 6 лет, и готова поделиться результатами».
В ответ на этот вопрос можно органично вплести достижения: «когда писал на эту тему кандидатскую диссертацию, то и не догадывался о такой глубине вопроса», «вхождение в совет при правительстве концентрирует мои мысли на решении этой задачи» и т. д.
С одной стороны — вы не забыли упомянуть о достоинствах, с другой — сделали это ненавязчиво.
3. Если вы расскажете короткую историю, то ваша самопрезентация будет максимально эффективной. Все самое интересное и завораживающее начинается со слова «однажды» и продолжается со слова «вдруг».
В русской традиции выступлений не принято рассказывать истории, считается, что они отнимают время от содержания доклада. Однако, истории выполняют важную миссию: они позволяют делать выводы об услышанном самостоятельно. Ведь никто не любит навязанные характеристики и шаблоны. Истории запоминаются и легко передаются из уст в уста. Безликое сообщение о том, какую компанию вы представляете не запомнится.
Именно истории, рассказанные вначале, позволяют выделиться из числа других.
Начать дискуссию