Налог на рекламу

Реклама в зеркале налогов

Расходы на рекламу – один из любимых разделов учета при налоговых проверках фирм. Здесь действительно много хитростей и ловушек, подстерегающих бухгалтера. Попробуем в них разобраться.

Расходы на рекламу – один из любимых разделов учета при налоговых проверках фирм. Здесь действительно много хитростей и ловушек, подстерегающих бухгалтера. Попробуем в них разобраться.

Н.А. Габец, эксперт АГ «РАДА»

налог на прибыль

В налоговом учете затраты на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, они уменьшают облагаемую налогом прибыль. Однако не все рекламные расходы можно без оглядки списывать на себестоимость. Часть из них уменьшает прибыль лишь в пределах норматива. Перечень обоих видов расходов на рекламу есть в Налоговом кодексе (п. 4 ст. 264).

Так, свободно можно списать на себестоимость расходы на рекламу в прессе, на радио, телевидении, в интернете. Затраты на изготовление световых табло, стендов, щитов и другой наружной рекламы также учитываются в расходах без ограничений. И наконец, фирма может не экономить на участии в выставках и экспозициях, оформлении витрин, комнат образцов, списании уцененных после экспонирования товаров, создании рекламных буклетов и каталогов.

А вот покупку (изготовление) призов для победителей в рекламных конкурсах и другие виды рекламных расходов можно учесть для налога на прибыль только в пределах 1 процента выручки от реализации. При этом в выручку включаются все поступления за реализованные товары (работы, услуги) за вычетом НДС. Расчетная база едина для всех фирм, в том числе торговых. И будет ошибкой принять за выручку не весь товарооборот, а лишь торговую наценку.

Хотя фирмы, работающие по упрощенной системе, не платят налог на прибыль, они тоже могут списать расходы на рекламу лишь в пределах норматива. Имеются в виду те, кто платит единый налог с разницы между доходами и расходами (абзац второй п. 2 ст. 346.16 НК).

При списании рекламных расходов важно определить, в какой момент их можно признать в учете. На это стоит обратить внимание, поскольку большинство рекламных агентств требует за свои услуги предоплату. Сама же рекламная акция, как правило, проходит значительно позже. Нередко она вообще растянута во времени, например, когда рекламные объявления публикуются в течение нескольких месяцев.

С кассовым методом все ясно: рекламные расходы можно списать в момент их оплаты. Однако при методе начисления бухгалтеры часто допускают ошибки. Заплатив вперед за будущую рекламу, они всю сумму сразу списывают на расходы. Между тем затраты на рекламу надо включать в себестоимость по частям – после каждой публикации. В связи с этим напомним, что документом, подтверждающим факт оказания услуг, является двусторонний акт. Поэтому принимать к учету расходы на рекламу надо в день подписания такого акта.

Стоимость амортизируемых основных средств рекламного характера (стендов, витрин, вывесок и т. д.) списывается на расходы в последний день каждого месяца при начислении по ним амортизации.

НДС

Фирма имеет право поставить к вычету НДС по рекламным расходам. Но в каком размере? На этот вопрос Налоговый кодекс не дает однозначного ответа. Так, в 21-й главе расходы на рекламу вообще не упоминаются. Среди прочих нормируемых затрат говорится лишь о представительских расходах. По ним НДС принимается к вычету в пределах норм (п. 7 ст. 171 НК). А раз ограничений по рекламному НДС нет, то его можно засчитать полностью. Так установлено в законе. Поэтому, если вы готовы отстаивать свое право в суде, можете воспользоваться промахом законодателей.

На практике же налоговики разрешают засчитывать НДС только в пределах норматива (1 процент от выручки). На это, например, указано в письме УМНС по г. Москве от 21 февраля 2002 г. № 24-14/7904. То есть правила Налогового кодекса для представительских расходов налоговики применяют и к рекламе. Поэтому, как поступить, вы должны решить сами.

НДС по основным средствам рекламного характера принимается к вычету после принятия их к учету.

Если для организации презентации или участия в выставке за рубежом ваша фирма покупает услуги иностранных компаний, вы должны помнить об особенностях определения места реализации рекламных услуг. Для расчета НДС это место деятельности покупателя таких услуг, то есть территория России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Поскольку иностранные компании, не зарегистрированные в российских налоговых инспекциях, не предъявляют НДС к оплате (не включают его в контракты), фирма должна сама заплатить его в бюджет. Он уплачивается за счет своей чистой прибыли по ставке 20 процентов. При этом налог можно принять к вычету на основании статьи 171 Налогового кодекса.

По вопросу начисления НДС на стоимость призов до сих пор нет единого мнения. Одни считают, что его нужно начислять, другие – что нет. По нашему мнению, НДС начислять надо, ведь вручение призов – это безвозмездная передача товаров в собственность участников конкурсов. Такая передача признается реализацией со всеми вытекающими последствиями (п. 1 ст. 146 НК). При этом фирма ничего не потеряет, так как сможет вычесть НДС, заплаченный при покупке этих товаров.

«Иностранные» исключения

Налоговый кодекс не содержит исключений из общего правила списания рекламных расходов и НДС по ним. Тем не менее они все-таки есть и касаются фирм, среди учредителей которых имеются иностранцы. Россия подписала ряд межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. И если международным договором установлены отличные от Налогового кодекса нормы, то нужно применять правила международного договора (ст. 7 НК).

Например, российские фирмы, созданные с участием компаний и граждан Германии, могут списать на себестоимость всю сумму рекламных расходов без ограничений. Это право им дает пункт 3 протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией от 29 мая 1996 года. В протоколе, однако, есть одна оговорка, по которой расходы не должны превышать сумм, которые «согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях». Эта загадочная фраза означает, что за подобную рекламу в тех же объемах другая фирма (российская или зарубежная) должна заплатить столько же. Доказывать, что цена на рекламу для вас завышена, придется налоговикам.

Аналогичная льгота есть и у фирм, учредителями которых являются французские компании или граждане. Это предусмотрено протоколом к Конвенции об избежании двойного налогообложения между Россией и Францией от 26 ноября 1996 года. В ней также содержится ряд условий: французским партнерам должно принадлежать не менее 30 процентов капитала фирмы, а его общая сумма должна составлять не менее 500 тысяч французских франков (или их эквиваленту в другой валюте). Среди учредителей фирмы обязательно должны быть российские компании или граждане. При соблюдении всех условий затраты на рекламу можно списать на расходы без ограничений.

Так что, если среди учредителей вашей фирмы есть иностранцы, обязательно проверьте, нет ли у России с их страной подобного договора. Если такой договор подписан, внимательно изучите его. Возможно, он даст вашей фирме право на налоговые льготы.

По вопросу возмещения НДС с рекламы в подобных ситуациях у Минфина и МНС нет единой позиции. Минфин убежден, что возмещать НДС можно в полном объеме со всей суммы рекламных расходов (письмо от 7 апреля 1998 г. № 04-06-02).

МНС придерживается иной точки зрения, считая, что база для расчета одного налога никак не связана с базой по другим налогам. В межправительственных соглашениях установлен особый порядок только для расчета налога на прибыль. По мнению налоговиков, он не может влиять на расчет других налогов, в частности НДС. В таком случае НДС на рекламу в пределах норматива можно принять к вычету, а остальной налог нужно списать за счет собственных средств фирмы.

Позиция более чем спорная. Ведь раз нормативом в данном случае считается вся сумма расходов, то и НДС можно вычесть в полном объеме. Однако ответственность за выбор вновь ложится на плечи бухгалтера.

НДФЛ и ЕСН

Платить эти налоги должны фирмы, которые в рамках рекламной акции устраивают конкурсы с вручением призов. Их стоимость не облагается НДФЛ, если она не превышает 2000 рублей на каждого призера (п. 28 ст. 217 НК). В этом случае сведения о доходах в виде призов не нужно подавать в налоговую инспекцию. Если же призы стоят дороже 2000 рублей, то сумма превышения облагается налогом по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). При этом ваша фирма является налоговым агентом. Она должна удержать и заплатить в бюджет налог. Но поскольку вы не платите конкурсантам денег, то и налог с доходов вы удержать не сможете. В этой ситуации фирма должна в течение месяца сообщить об этом в свою налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 НК). Кроме этого, после вручения призов нужно взять у их обладателей сведения для заполнения справки по форме № 2-НДФЛ. В ней стоимость призов указывается в строке доходов по коду 2740, а налоговый вычет в сумме 2000 рублей – по коду 505.

ЕСН на стоимость таких призов начислять не надо. Дело в том, что этим налогом облагаются доходы от выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 236 НК). А призы вручаются не за работу на благо фирмы, а за победу в игре. Кроме того, ЕСН не облагается стоимость переданного в собственность имущества. Этой точки зрения придерживается и Минфин (письмо от 20 февраля 2002 г. № 04-04-04/24).

Если для проведения рекламной акции фирма пригласила артистов, то сумма их вознаграждения облагается НДФЛ и ЕСН, как и прочие выплаты по договорам подряда. Однако не забывайте, что такие вознаграждения также относятся к рекламным расходам.

Налог на рекламу

Фирмы, рекламирующие себя и свою продукцию, должны платить налог на рекламу. Об этом сказано в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (подп. «з» п. 1 ст. 21). Это относится и к фирмам, перешедшим на уплату ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК).

Налог перечисляется в местный бюджет по месту регистрации фирмы. Его начисляют на сумму фактических затрат на рекламу. В нее также включается стоимость принятых к учету основных средств рекламного характера. При этом неважно, уложилась фирма в норматив по рекламе или нет.

Введение самого налога и его ставку устанавливают местные законы, но она не может быть больше 5 процентов. В бухучете налог на рекламу относится на финансовые результаты фирмы.

Зачастую местные власти устанавливают централизованную уплату налога через рекламные агентства и СМИ. В таких случаях фирмы перечисляют им наряду со стоимостью услуг и сумму налога на рекламу. А агентства и СМИ платят его в бюджет одной суммой за всех своих клиентов. При этом плательщиками налога остаются фирмы, а агентства и СМИ являются лишь агентами, перечисляющими его.

На местах порядок уплаты налога на рекламу неодинаков. Например, решением Тверской городской думы от 28 марта 1995 г. (в ред. от 19 мая 1997 г.) заплатить налог на рекламу должны фирмы, которые рекламируют в Твери свою продукцию, но сами находятся в другом регионе. Выходит, что фирме-москвичке придется заплатить налог на рекламу дважды: один раз в Москве – по месту своей регистрации, второй раз в Твери – в месте размещения рекламы. Это противоречит действующему законодательству. Налог надо заплатить только один раз.

Если фирма заплатит налог рекламному агентству, с нее снимается обязанность платить его по месту своей регистрации. Такое мнение высказал Минфин в письмах от 25 сентября 1997 г. № 04-05-17/134 и № 04-05-17/135. Поэтому, если ваша фирма собирается дать рекламу в другом регионе, обязательно предупредите рекламное агентство (СМИ) о месте своей регистрации.

Если вы все же заплатили налог на рекламу дважды, то сумма переплаты не должна уменьшать облагаемую прибыль. Следует предъявить претензию рекламному агентству. А сумму налога учитывать на 76-м счете (субсчет «Расчеты по претензиям») до его возврата.

Начать дискуссию