Обращение к теме вызвано деятельностью отделений ФСС, которые повально отказывают в зачете страхователям по выплатам пособий по временной нетрудоспособности в ситуациях, когда при работе на условиях неполного рабочего времени, пособие по временной нетрудоспособности исчислено из заработной платы, приравненной к МРОТ.
По мнению фондов, в таких случаях пособие по временной нетрудоспособности должно исчисляться пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. В обоснование своей позиции фонды ссылаются на ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ.
Вместе с тем, за окном 2018 г. и ранее, в частности, в 2016-2017 г. уже сформировалась устойчивая и непротиворечивая судебная практика, поддержанная Верховным судом РФ, которая сформировала позицию о неправомерности вышеизложенного подхода Фонда социального страхования по данному вопросу (например, дела № А50-10073/2014, А50-12978/2016, № А50-29009/2016, А33-19840/2016).
Несмотря на указание всеми судебными инстанциями на незаконность решений фонда об отказе в зачете страхователям, отделения ФСС продолжают неустанно и фанатично гнуть свою линию, поскольку, обычно, суммы не принятых к зачету выплат настолько малы, что страховщики скорее соглашаются с позицией фонда, чем идут оспаривать, т.к. решение данного вопроса сопряжено с несением судебных расходов.
Между тем, если собрать воедино все эти суммы, получается, что Фонд социального страхования здорово зарабатывает на данной теме, пользуясь логикой из народной пословицы: «Копейка рубль бережет».
Количество обращений с вопросом правомерности обсуждаемой позиции Фонда социального страхования РФ было далеко не однократным со стороны страхователей, тем не менее, до суда доходят единичные случаи принципиально не согласных лиц.
В свою очередь, судебные инстанции исходят из элементарных прописных истин закона № 255-ФЗ, который и регулирует вопросы обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в ст. 14 закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375).
Частью 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя.
Средний заработок за время работы у другого страхователя не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В пункте 11 (1) Положения № 375 установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В п. 16 Положения № 375 определено, что в случае, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен п. 15 Положения № 375, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в ч. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 15 и 16 Положения № 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730, независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.
Таким образом, в силу прямого указания ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия повременной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Положения ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не применяются. Ведь эти данные правила не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда.
Соответственно, противоположные выводы проверяющих Фонда социального страхования РФ о необходимости расчета пособия, исходя из количества отработанного времени, подлежат безусловному оспариванию со ссылками на содержание ч. 1.1. ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения № 375, так как именно пассивное поведение большинства страхователей и приводит к подобной правоприменительной практике.
Начать дискуссию