Министерство РФ по налогам и сборам изменило свою политику. Установка такая: организации и граждане должны спокойно зарабатывать для страны налоги, не отвлекаясь на изматывающие и порой безрезультатные походы в инспекции. Максимальный комфорт налогоплательщикам призвано обеспечить одно из подразделений МНС, которому даже дали новое название...
О переменах мы побеседовали с руководителем этого подразделения - Мариной Владимировной ИСТРАТОВОЙ.
– Подразделение,
которое вы возглавляете, ранее называлось Управлением по информационным
ресурсам, теперь – Управление организации работы с налогоплательщиками
и СМИ. Почему название изменилось?
– Расширился перечень задач, стоящих перед нашим управлением.
Сейчас работа с налогоплательщиками является приоритетной. Ведь у
граждан и организаций есть установленная Конституцией РФ обязанность
уплачивать налоги. А налоговые органы должны помогать им исполнить эту
обязанность. Но на сегодняшний день, по большому счету, отношения между
налогоплательщиками и налоговыми органами партнерскими называть рано.
На мой взгляд, замечательно, что министерство ставит работу с
налогоплательщиками во главу угла.
– И как следствие...
– ...появились задачи по организации работы с налогоплательщиками у
нашего подразделения. В региональных управлениях сейчас создаются (а
где-то уже созданы) отделы по работе с налогоплательщиками и СМИ. В
территориальных инспекциях отделы по работе с налогоплательщиками
созданы повсеместно. Сейчас все инспекции с численностью свыше 100
человек начали работать по новой функциональной структуре. Постепенно
все инспекции перейдут на нее.
– И в чем особенность новой структуры?
– До настоящего момента было так: в каждой инспекции своя
структура и свои принципы организации работы. Разумеется, все
контролировали поступление налогов, работали с недоимками и
отчетностью. Но никто не акцентировал внимание на вопросах обслуживания
налогоплательщиков. Сейчас одна из важных задач – усовершенствовать
технологию работы с налогоплательщиками.
– Что имеется в виду?
– Возьмем прием отчетности. Придя в инспекцию, вы обращаетесь к
любому свободному сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками. С
вами работают специалисты, которые, кроме всего прочего, умеют общаться
с людьми. Они вашу отчетность принимают и регистрируют. А потом
отчетность по технологической цепочке обрабатывают сотрудники других
отделов. Эти инспекторы занимаются только бумагами, с посетителями они
не встречаются.
- Значит, отдел по работе с налогоплательщиками всего-навсего забирает у налогоплательщиков бумаги?
– Разумеется, нет. Наши отделы должны отвечать за повышение уровня
налоговой культуры и грамотности. По технологии работы за отделами в
инспекциях закреплено более 20 функций. Одна из основных – прием
отчетности и прочих документов, связанных с исчислением налогов и
сборов. Но и другие не менее серьезны, например, сверка платежей в
бюджет...
– Вы имеете в виду камеральную проверку?
– Ни в коем случае. Просто сверяют расчеты плательщика с бюджетом.
Разбираются в причинах расхождений, составляют акты сверки. Бывает,
платеж числится в невыясненных, да мало ли что может произойти.
– Какие еще обязанности у ваших отделов в инспекциях?
– Серьезная часть работы – ответы на вопросы налогоплательщиков,
проведение разъяснительной работы, их информирование. Налогоплательщик
с вопросом может прийти в инспекцию, или позвонить по специально
выделенному телефону, или отправить запрос по Интернету. На простые
вопросы налогоплательщики должны получать ответ сразу же. В отделе по
работе с налогоплательщиками должен быть выделен специалист, который
занимается только разъяснительной работой. Он будет знакомиться с
литературой экономического содержания, в том числе, конечно, читать
«Главбух».
– А если в заданном вопросе много «подводных камней»?
– Действительно, есть круг вопросов, которые не всегда можно
решить сразу, нужно подумать, посоветоваться с коллегами, с вышестоящей
организацией. В таком случае налогоплательщику целесообразно написать
письменный запрос. К подготовке ответа на запрос можно привлекать и
специалистов региональных управлений.
– Представим, что и УМНС не может ответить на вопрос.
– Тогда из регионального управления его направят в министерство.
– Планируете ли вы устраивать семинары для налогоплательщиков?
– Бесплатные семинары во многих налоговых инспекциях проводятся уже
давно. Причем очень интересная деталь. Есть категория
налогоплательщиков, которая посещает семинары постоянно, а есть такая,
которая не интересуется налоговым законодательством вовсе. А потом
допускают ошибки и обижаются на налоговые органы при налоговой проверке.
– А что вы думаете по поводу новых форм сдачи отчетности?
– На мой взгляд, сдача налоговой отчетности по Интернету – это
удобно, просто и быстро. Переход на безбумажную технологию позволит
бухгалтерам значительно сократить расходование драгоценного времени на
походы в налоговую инспекцию. Считаю, что крупным налогоплательщикам
особенно удобно отчитываться по Интернету. Программа позволяет
осуществить проверку правильности заполнения декларации. Сейчас уже
достаточное количество регионов готово принимать отчетность по
электронным каналам связи.
– То есть в идеале налогоплательщику вообще не нужно ходить в инспекцию...
– И тем более стоять там в очереди! Таких толп в налоговых
инспекциях, как в нашей стране, нет нигде в мире... Но в России идет
процесс развития налоговой системы. Да и страна у нас большая – к
сожалению, не все имеют возможность подключиться к Всемирной паутине.
– С чего начнете?
– Думаю, что организации, которые находятся в крупных городах,
вполне реально в ближайшее время перевести на сдачу отчетности в
электронном виде. И для них нужно будет наладить обмен информацией,
чтобы плательщик мог по Интернету получать сведения от налоговой
инспекции о состоянии расчетов с бюджетом, быть в курсе всех изменений
в законодательстве и т. д.
– И все-таки пока далеко не все плательщики могут позволить себе
подавать отчетность в электронном виде. Понятно, что МНС не может
провести Интернет в офис каждой фирмы. Но что-то вы для них придумаете?
– А придумывать ничего не нужно. Достаточно грамотно организовать
в инспекции прием отчетности в отделах по работе с налогоплательщиками.
Беседовала
Лариса ГОРБУНОВА.
Начать дискуссию