Интервью с Истратовой М.В. "Очередей в налоговых инспекциях быть не должно"

Министерство РФ по налогам и сборам изменило свою политику. Установка такая: организации и граждане должны спокойно зарабатывать для страны налоги, не отвлекаясь на изматывающие и порой безрезультатные походы в инспекции. Максимальный комфорт налогоплательщикам призвано обеспечить одно из подразделений МНС, которому даже дали новое название... О переменах мы побеседовали с руководителем этого подразделения - Мариной Владимировной ИСТРАТОВОЙ.
Интервью с Истратовой М.В.  "Очередей в налоговых инспекциях быть не должно"

Министерство РФ по налогам и сборам изменило свою политику. Установка такая: организации и граждане должны спокойно зарабатывать для страны налоги, не отвлекаясь на изматывающие и порой безрезультатные походы в инспекции. Максимальный комфорт налогоплательщикам призвано обеспечить одно из подразделений МНС, которому даже дали новое название...

О переменах мы побеседовали с руководителем этого подразделения - Мариной Владимировной ИСТРАТОВОЙ.

– Подразделение, которое вы возглавляете, ранее называлось Управлением по информационным ресурсам, теперь – Управление организации работы с налогоплательщиками и СМИ. Почему название изменилось?
– Расширился перечень задач, стоящих перед нашим управлением. Сейчас работа с налогоплательщиками является приоритетной. Ведь у граждан и организаций есть установленная Конституцией РФ обязанность уплачивать налоги. А налоговые органы должны помогать им исполнить эту обязанность. Но на сегодняшний день, по большому счету, отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами партнерскими называть рано. На мой взгляд, замечательно, что министерство ставит работу с налогоплательщиками во главу угла.

– И как следствие...
– ...появились задачи по организации работы с налогоплательщиками у нашего подразделения. В региональных управлениях сейчас создаются (а где-то уже созданы) отделы по работе с налогоплательщиками и СМИ. В территориальных инспекциях отделы по работе с налогоплательщиками созданы повсеместно. Сейчас все инспекции с численностью свыше 100 человек начали работать по новой функциональной структуре. Постепенно все инспекции перейдут на нее.

– И в чем особенность новой структуры?
– До настоящего момента было так: в каждой инспекции своя структура и свои принципы организации работы. Разумеется, все контролировали поступление налогов, работали с недоимками и отчетностью. Но никто не акцентировал внимание на вопросах обслуживания налогоплательщиков. Сейчас одна из важных задач – усовершенствовать технологию работы с налогоплательщиками.

– Что имеется в виду?
– Возьмем прием отчетности. Придя в инспекцию, вы обращаетесь к любому свободному сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками. С вами работают специалисты, которые, кроме всего прочего, умеют общаться с людьми. Они вашу отчетность принимают и регистрируют. А потом отчетность по технологической цепочке обрабатывают сотрудники других отделов. Эти инспекторы занимаются только бумагами, с посетителями они не встречаются.

- Значит, отдел по работе с налогоплательщиками всего-навсего забирает у налогоплательщиков бумаги?
– Разумеется, нет. Наши отделы должны отвечать за повышение уровня налоговой культуры и грамотности. По технологии работы за отделами в инспекциях закреплено более 20 функций. Одна из основных – прием отчетности и прочих документов, связанных с исчислением налогов и сборов. Но и другие не менее серьезны, например, сверка платежей в бюджет...

– Вы имеете в виду камеральную проверку?
– Ни в коем случае. Просто сверяют расчеты плательщика с бюджетом. Разбираются в причинах расхождений, составляют акты сверки. Бывает, платеж числится в невыясненных, да мало ли что может произойти.

– Какие еще обязанности у ваших отделов в инспекциях?
– Серьезная часть работы – ответы на вопросы налогоплательщиков, проведение разъяснительной работы, их информирование. Налогоплательщик с вопросом может прийти в инспекцию, или позвонить по специально выделенному телефону, или отправить запрос по Интернету. На простые вопросы налогоплательщики должны получать ответ сразу же. В отделе по работе с налогоплательщиками должен быть выделен специалист, который занимается только разъяснительной работой. Он будет знакомиться с литературой экономического содержания, в том числе, конечно, читать «Главбух».

– А если в заданном вопросе много «подводных камней»?
– Действительно, есть круг вопросов, которые не всегда можно решить сразу, нужно подумать, посоветоваться с коллегами, с вышестоящей организацией. В таком случае налогоплательщику целесообразно написать письменный запрос. К подготовке ответа на запрос можно привлекать и специалистов региональных управлений.

– Представим, что и УМНС не может ответить на вопрос.
– Тогда из регионального управления его направят в министерство.

– Планируете ли вы устраивать семинары для налогоплательщиков?
– Бесплатные семинары во многих налоговых инспекциях проводятся уже давно. Причем очень интересная деталь. Есть категория налогоплательщиков, которая посещает семинары постоянно, а есть такая, которая не интересуется налоговым законодательством вовсе. А потом допускают ошибки и обижаются на налоговые органы при налоговой проверке.

– А что вы думаете по поводу новых форм сдачи отчетности?
– На мой взгляд, сдача налоговой отчетности по Интернету – это удобно, просто и быстро. Переход на безбумажную технологию позволит бухгалтерам значительно сократить расходование драгоценного времени на походы в налоговую инспекцию. Считаю, что крупным налогоплательщикам особенно удобно отчитываться по Интернету. Программа позволяет осуществить проверку правильности заполнения декларации. Сейчас уже достаточное количество регионов готово принимать отчетность по электронным каналам связи.

– То есть в идеале налогоплательщику вообще не нужно ходить в инспекцию...
– И тем более стоять там в очереди! Таких толп в налоговых инспекциях, как в нашей стране, нет нигде в мире... Но в России идет процесс развития налоговой системы. Да и страна у нас большая – к сожалению, не все имеют возможность подключиться к Всемирной паутине.

– С чего начнете?
– Думаю, что организации, которые находятся в крупных городах, вполне реально в ближайшее время перевести на сдачу отчетности в электронном виде. И для них нужно будет наладить обмен информацией, чтобы плательщик мог по Интернету получать сведения от налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетом, быть в курсе всех изменений в законодательстве и т. д.

– И все-таки пока далеко не все плательщики могут позволить себе подавать отчетность в электронном виде. Понятно, что МНС не может провести Интернет в офис каждой фирмы. Но что-то вы для них придумаете?
– А придумывать ничего не нужно. Достаточно грамотно организовать в инспекции прием отчетности в отделах по работе с налогоплательщиками.

Беседовала
Лариса ГОРБУНОВА.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию