Из-за долгов по налогам операции по расчетному счету могут быть приостановлены. Как правило, узнает об этом налогоплательщик уже постфактум. Однако есть возможность получить информацию о блокировке еще до того, как деньги на счете будут заморожены. Как? Законно ли это? Давайте разберемся.
Из искры разгорелось пламя
Недавно мы разместили материал о том, что банки, проявляя заботу о клиентах, заранее оповещают их о грядущем приостановлении операций на расчетном счете.
Вот таким сообщением поделился пользователь Telegram.
Эта история получила продолжение. Инфоповодом, который «откопал» «Клерк», заинтересовалось издание «Коммерсантъ». Сегодня там опубликована статья, в которой анализируется ситуация заблаговременного оповещения клиентов о предстоящей блокировке.
Клиенты довольны, банкиры считают, что никакого нарушения закона с их стороны нет, а налоговики возмущены и грозятся «уголовкой» как банкирам, так и их клиентам.
Открытый доступ
Напомним, на сайте ФНС есть общедоступный сервис «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов(311-П, 440-П)», который позволяет сделать запрос о действующих решениях о приостановлении операций по счету.
Эти сведения общедоступны. Любой налогоплательщик в любое время может получить эту информацию. Это в теории. На практике же далеко не каждый налогоплательщик будет ежедневно мониторить сайт ФНС на предмет предстоящей блокировки.
Зато такую услугу вполне могут оказать банки. Для этого необходимо настроить программу, которая будет в автоматическом режиме по ИНН клиента выискивать в сервисе ФНС информацию.
В общем, дело техники. И никакого мошенничества.
Отметим, что налоговики не размещают информацию о блокировке заблаговременно. Это происходит «день в день». Информация появляется в открытом доступе и тогда же она через СМЭВ передается в банк для исполнения. Однако процесс передачи занимает примерно сутки.
«Складывается ситуация, когда решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил и потому исполнять не обязан», — цитирует «Ъ» слова одного из банкиров.
Если банк предупредит клиента о предстоящей блокировке, он формально ничего не нарушает, так как нет запрета на разглашение публичной информации.
Однако налоговики так не считают и усматривают тут нарушения.
Мнение ФНС
На запрос журналистов «Коммерсанта» в пресс-службе ФНС пояснили, что налогоплательщик, заранее узнав о блокировке, может вывести средства с расчетного счета. А это уже при определенных обстоятельствах (когда сумма налогов превышает 5 млн. рублей) грозит уголовным делом.
И в рамках этого уголовного дела следует разобраться — причастен ли к преступлению банк.
Между тем в ФНС сообщили, что пока они не сталкивались со случаями оповещения банками своих клиентов о будущей блокировке.
А что банки?
По мнению банкиров, в данном случае закон формально не нарушается, ведь информация не является секретной и находится в открытом доступе.
Кроме того, как отмечают эксперты, поймать банк за руку можно, если информация передается в ходе переписки. Если же имел место телефонный разговор или личная встреча с клиентом, доказать причастность банка будет очень сложно.
В Ассоциации банков России отметили, что заблаговременное предупреждение клиентов о грядущей блокировке — недопустимо. Банки не должны пользоваться «дырами» в законодательстве, это неэтично.
Комментарии
2