Правительство РФ планирует увеличить количество налогов за счет включения в их состав неналоговых платежей. Об этом шла речь на мартовском совещании Кабмина и уже до 1 сентября увидит свет соответствующий законопроект с изменениями НК РФ. Реформа такого рода назрела давно, в первую очередь из-за необходимости унифицировать неналоговые платежи.
Некоторое время назад субъекты РФ и местные органы самоуправления вправе были устанавливать налоги и сборы, которые не упоминаются в федеральном законодательстве. В итоге хозяйствующие субъекты даже при желании заплатить все налоги не могли этого сделать, не рискуя обанкротиться в один миг. Источником уплаты обязательных платежей служила не только прибыль, но и капитал.
Унификация налоговых платежей на федеральном уровне, четкое разграничение полномочий по установлению элементов налогообложения между ветвями власти позволило несколько снизить налоговую нагрузку на бизнес. Закрепление перечня налогов в НК РФ позволило бизнесу высвободить средства для инвестиций.
Неналоговые налоги
С налоговыми платежами все достаточно прозрачно. С неналоговыми и квазиналоговыми ровно наоборот. Давняя ситуация повторяется.
Неналоговые платежи устанавливают на разных уровнях вертикали власти, а также «по горизонтали» - в отраслях (туризм, связь, банки и прочие финансовые институты в виде взносов в резервные фонды и т.п.). Если налоговую нагрузку можно хотя бы рассчитать и контролировать, то с неналоговым бременем это невозможно.
Круг неналоговых платежей широк: плата за загрязнение окружающей природной среды (за негативное воздействие на окружающую среду), экологический сбор, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, таможенные платежи (ввозные или вывозные таможенные пошлины, в том числе специальные, антидемпинговые и компенсационные, таможенные сборы). Сюда же можно отнести отдельные обязательные лицензионные платежи, а именно: сбор за участие в аукционе, разовые и регулярные платежи за пользование недрами, платежи по соглашению с муниципальными образованиями.
Но даже не в хаосе и разношерстности состоит главная опасность неналоговых платежей для плательщиков. Не все из них включаются в налоговую базу по налогу на прибыль или иным прямым личным налогам. Уплаченные суммы не всегда формируют расходы. Но при решении этого вопроса хозяйственные субъекты действуют на свой страх и риск, опираются на частные решения контролирующих органов или судебную практику.
Определения квазиналоговых платежей нет нигде в законодательстве. Разные источники относят к ним самые разные выплаты, от отраслевых обязательных отчислений, например, в резервные фонды, до платежей по ОСАГО, платы за парковку, за технический осмотр транспортных средств, государственных пошлин в области дорожного движения. Однозначной позиции, можно ли включить такие платежи в расходы по налогу на прибыль, или, например, по налогу при УСН, тоже нет.
Итак, полный перечень неналогового семейства платежей отсутствует. Разнообразие нормативных документов, которые призваны такие платежи регулировать, поразительно. Помимо федеральных актов тут применяются регуляции субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Подтягиваются отраслевые нормы и правила.
В конце внушительного списка вопросов без ответов проблема применения санкций и отсутствие понимания, кто, собственно, администратор всего этого разнообразия. Хозяйственникам сложно разобраться во всем этом, в итоге возникает хаос в платежной дисциплине.
Кодекс неналоговых платежей
Клубок давно пора распутать. Часть платежей внести в НК РФ, те же таможенные пошлины, к примеру, имеющие все признаки налога. Это сразу сняло бы многие вопросы, от расчетов и участия в формировании налоговой базы по прямым личным налогам до отчетности и санкций. В НК РФ эти позиции систематизированы, они уже привычны и понятны налогоплательщикам. Неналоговые платежи, которые не войдут в НК РФ, свести в единый реестр.
Летом 2017 года в Правительстве РФ обсуждался вопрос о создании реестра неналоговых платежей, а также проект Кодекса неналоговых платежей (КНП), который разрабатывался Минфином совместно с Минэкономразвития. По аналогии с НК РФ, КНП должен определять общие условия введения обязательных платежей, порядок исчисления, размеры, сроки, особенности уплаты, ограничивать предельные размеры обязательных платежей и пр. Содержит проект также нормы о правах и обязанностях плательщиков неналоговых платежей. Предполагалось, что КНП «заработает» в 2019 году, однако проект так и не был внесен в Госдуму.
В марте 2018 правительство предприняло очередную попытка решить вопрос неналоговых платежей. Обсудили количество платежей, этапы и сроки разработки закона (наметили 1 сентября 2018 года), создание реестра, нормативно-правовое обеспечение и другие вопросы. Решать их должна рабочая группа при правительстве.
Чего можно ждать
Если с неналоговыми платежами наконец-то появится определенность, включая правовые вопросы, ответственность сторон и администрирование платежей, то плательщикам работать станет проще и комфортнее. Это несомненный плюс.
Огромный минус, что в своем решении Правительство оперирует термином «неналоговые платежи, имеющие квазиналоговый характер».
В теории налогообложения в этот или похожий термин вкладывают самый различный смысл. К примеру, таможенные пошлины считаются «неналоговым платежом, имеющим налоговый характер», что приравнивается к «квазиналогам». Есть риск, что научные споры и трактовки попросту сведут на нет в общем-то полезное начинание. Ведь налогоплательщикам не важно, каким термином обозначен платеж, гораздо существеннее для бизнеса четкие правила игры и понятно, подкрепленное нормой закона, определение.
Наталья Горбова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур
Комментарии
1ну вообще то еще можно пересмотреть ставки налога. НДС - из самого близкого.