При добровольной ликвидации предприятия или ИП возникает необходимость проведения сверки расчетов с бюджетом. Сверку расчетов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.
Пытаясь ликвидировать предприятие или ИП, часто налогоплательщик с удивлением обнаруживает приличные долги по налогам за давно прошедшие периоды. Налоговики требуют их погасить. И пугают вместо добровольной ликвидации банкротством с привлечением к субсидиарной ответственности.
Бытуют разные мнения о сроках давности при уплате налогов и налоговых санкций. Конечно, Налоговый кодекс устанавливает определенные сроки давности в сфере уплаты налогов и сборов.
Однако правильно было бы говорить не о сроке давности по неуплате налогов, а о сроке давности взыскания налога. Ведь важно то, в течение какого времени с налогоплательщика могут взыскать неуплаченный налог.
Неуплата налога в срок — основание для направления налогоплательщику требование об уплате налога (п. 1 ст. 45, ст. 69 НК РФ). Кроме того, если налогоплательщик в установленный срок не уплатил налог в бюджет, то, по общему правилу, у налоговиков появляется право взыскать с нее сумму налога в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ). Причем решение о взыскании инспекция должна вынести в течение двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. После истечения этих двух месяцев взыскать задолженность налоговые органы могут только в судебном порядке.
Заявление в суд должно быть подано в течение шести месяцев после истечения срока, определенного в требовании (п. 3 ст. 46 НК РФ). С учетом срока, указанного в требовании, срок обращения в суд составляет от четырех до шести месяцев.Это и есть срок исковой давности по уплате налогов.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию.
Но необходимо различать срок на взыскание неуплаченного налога и срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение (ст. 113 НК РФ), который применяется при выявлении налоговых правонарушений в результате проведения налоговым органом различных видов проверок (камеральных, выездных).
По общему правилу срок давности по налоговым правонарушениям составляеттри года.
Это значит, что лицо можно привлечь к ответственности, если еще не прошло три года:
- или со дня совершения им налогового правонарушения;
- или со дня, следующего за налоговым (расчетным) периодом, в котором им было совершено правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).
Срок давности привлечения к налоговой ответственности исчисляется по-разному в зависимости от вида правонарушения.
Если налогоплательщик допустил грубое нарушение правил учета доходов, расходов и/или объектов налогообложения, либо не уплатил в срок (не полностью уплатил) сумму налога, сбора, взноса в результате занижения налоговой базы или иного неверного исчисления, то срок давности начинает течь со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода (ст. 120, 122 НК РФ).
В соответствии с позицией ВАС РФ это означает, что срок давности считается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен (п. 15 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Причем данное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет год (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
В остальных случаях срок привлечения к налоговой ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения налогового правонарушения.
По смыслу положений ст. 44 НК, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
По подп. 5 п. 3 статьи 44 и подп. 4 п. 1 ст. НК исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Но инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О.
Рекомендация:
При наличии задолженности по налогам более трех лет, при ликвидации предприятия и при пропуске установленных сроков взыскания недоимки надо обратиться в суд требованием:
— признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена;
— обязать инспекцию устранить допущенные нарушения ваших прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии этой задолженности.
При исследовании дела нужные нам факты будут установлены, старые требования и решения налоговая должна будет представить сама по ст. 200 АПК.
В мотивировочной части решения суд укажет, что такие-то налоги уже не могут быть взысканы в связи с пропуском срока.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Начать дискуссию