Какие документы может требовать от вас налоговая? Как не предоставить лишнюю информацию и не попасть на штраф? Наш автор Марат Самитов начинает серию статей про камеральную проверку.
По общему правилу налоговые органы не вправе истребовать в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы, но есть отдельные исключения, когда их истребование допустимо. В частности, инспекция вправе запросить у налогоплательщика документы, которые он должен был приложить к декларации в соответствии с Налоговым кодексом РФ, но не приложил.
В каких ситуациях НК разрешает инспекторам запрашивать документы
В НК РФ указаны случаи, когда инспекция вправе истребовать в рамках камеральной проверки определенные документы.
1. У налогоплательщика есть операции (имущество), по которым он применил налоговую льготу. Документы, которые подтверждают право на заявленную в декларации льготу.
2. Налогоплательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Документы, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ
3. Налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ.
Сведения, которые отражают:
— период участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества;
— приходящуюся на него долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества
4. Налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой сумма налога к уплате меньше, либо сумма убытка больше, чем в ранее представленной отчетности за тот же период. При этом «уточненка» подана спустя два года со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период
Документы, перечисленные в п. 8.3 ст. 88 НК РФ, а именно:
— первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях отчетности;
— аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.
5. Проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Документы, на основании которых налог исчислялся и уплачивался.
6. Сведения об операциях, отраженные в представленной налогоплательщиком декларации по НДС, противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся:
— в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС;
— в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом
Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К иным документам можно отнести, например, книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
7. Налогоплательщик, использующий налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, представил в налоговый орган декларацию, в которой заявлена такая льгота.
Документы и сведения, которые подтверждают соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и законами соответствующих субъектов РФ.
8. Налогоплательщик представляет декларацию по акцизам, при этом выполняется любое из следующих условий:
— в декларации заявлены налоговые вычеты по ст. 200 НК РФ в связи с тем, что покупатель вернул налогоплательщику ранее реализованные подакцизные товары, кроме алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции;
— декларация представлена в связи с тем, что налогоплательщик — производитель алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции возвратил этиловый спирт поставщику — производителю этилового спирта;
— в декларации отражены налоговые вычеты сумм акциза, которые налогоплательщик уплатил при ввозе в РФ подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения вычетов сумм акциза. Исключением являются документы, ранее представленные в налоговые органы по иным основаниям.
9. Проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам, в котором отражены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, и применены пониженные тарифы страховых взносов
Сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
10. Проводится камеральная проверка декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ.
Пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и первичные и иные документы, подтверждающие правомерность его применения.
На что не имеют права налоговики
Налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ.
Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.
Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.
По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.
Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.
Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».
На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.
Как направляют требования
Передать требование инспекция может следующими способами:
1) вручение под расписку. Момент передачи требования определяется по отметке о его получении, которую на требовании проставляет налогоплательщик или его представитель;
2) направление по почте заказным письмом. Требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки соответствующего заказного письма.
3) передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Нередко на практике направленное по почте требование не доходит до налогоплательщика, поскольку он не принял мер по получению корреспонденции по своему адресу. В таких случаях инспекция произведет доначисления по налогам, сославшись на непредставление документов по требованию. Однако это не лишает налогоплательщика права впоследствии представить документы в вышестоящий налоговый орган в процессе обжалования решения инспекции.
Требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой должно быть составлено не позднее срока ее окончания. В то же время на практике налоговики иногда истребуют документы и за пределами срока камеральной проверки в нарушение ст. 88 НК РФ. Президиум ВАС РФ в подобной ситуации встал на сторону налогоплательщика. Требование о представлении документов, направленное инспекцией после того, как истек срок камеральной проверки, суд признал незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09).
Как представить документы
В законодательстве предусмотрено несколько вариантов представления документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.
Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:
— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;
— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.
В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.
Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:
— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;
— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.
По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.
Если нет возможности представить истребуемые документы в установленный срок (например, из-за большого объема запрошенных документов) необходимо письменно уведомить об этом проверяющих в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. В уведомлении нужно объяснить причины, по которым документы невозможно представить в срок, и указать, когда их получится представить.
Что будет, если не представить документы
В случае, если налогоплательщик не представит документы в установленный срок или вообще откажется передать их по требованию налогового органа, с него могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Это единственная налоговая санкция за указанное правонарушение.
Так, например, налоговики не вправе заблокировать вам расчетные счета только на том основании, что вы не исполнили требование о представлении документов.
Одновременно на должностных лиц организации может быть возложена и административная ответственность за указанное правонарушение. На них могут наложить штраф в размере от 300 до 500 руб.
Начать дискуссию