Что произошло?
Банк России выпустил Указание от 30.03.2018 № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации».
В чём суть документа?
Определены правила работы межведомственной комиссии при Центробанке, в которую можно пожаловаться, в частности, если обслуживающий банк не принял доводы клиента и не разблокировал или не открыл счёт.
В связи с чем выпущено Указание?
30 марта 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Клиентам финансовых организаций предоставлены дополнительные гарантии их прав при принятии мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. По сути введён механизм «реабилитации» физических и юридических лиц, которым было отказано в заключении договора банковского счёта (вклада) или проведении операции. Финансовые организации теперь должны уведомлять своих клиентов не только об отказах в совершении операций, заключении договора банковского счёта (вклада), о расторжении договора, но и о причинах таких мер. Клиент с учётом полученной информации вправе представить документы и (или) сведения об отсутствии оснований для подобных решений. Банк рассмотрит полученные сведения и сообщит клиенту о принятом решении в течение 10 рабочих дней. Если финансисты отказались «обелить» клиента, он может обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.
Каков состав комиссии?
В состав межведомственной комиссии входят 2 представителя Росфинмониторинга и 4 представителя Банка России из разных подразделений.
Кто сможет воспользоваться Указаниями?
Документ пригодится компаниям, ИП и физлицам, которым финансовая организация отказала в проведении операций с деньгами или иным имуществом. Речь не только о банках, но и о страховых компаниях, профучастниках рынка ценных бумаг, МФО и других. Также документом можно воспользоваться, если кредитная организация не отменила отказ заключить договор банковского счёта (вклада).
В каком случае можно обратиться в комиссию?
Теперь после сообщения финансовой организации о причине отказа проводить операцию или открывать счёт клиент может представить доказательства необоснованности такого решения. Финансовая организация в течение 10 рабочих дней должна рассмотреть доказательства и сообщить клиенту, устранены причины для отказа в обслуживании или нет. Если отказ не отменяется, клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.
Обращение в комиссию платное?
Нет, госпошлины за подачу жалобы в комиссию нет.
Что нужно для обращения в комиссию?
В комиссию следует подать заявление, у которого нет установленной формы, но есть перечень обязательных сведений согласно приложению 1 или приложению 2 к Указанию. К заявлению необходимо приложить документы, часть из которых обязательна, а часть представляется по желанию заявителя. Состав таких сведений и документов ещё зависит и от того, кто выступает заявителем: юрлицо, ИП или физлицо. Направить документы можно по обычной почте или в электронном виде через Интернет-приемную.
Какие сведения комиссия запросит у финансовой организации?
После принятия жалобы к рассмотрению комиссия направит финансовой организации запрос через личный кабинет на сайте ЦБ. Если сервис не будет работать, запрос направят на бумаге в тот же день, когда его разместят в личном кабинете. Срок для ответа устанавливает комиссия, он не может быть менее трёх рабочих дней. В ответе финансовой организации должна быть указана определённая информация. Ответ на запрос размещается в её личном кабинете на сайте ЦБ и в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Если сервис не работает, ответ нужно направить по почте, а затем разместить в личном кабинете, когда он снова будет функционировать. Если финансовая организация, в том числе банк не ответит на запрос комиссии, это не помешает ей рассмотреть жалобу и принять решение.
Как комиссия принимает решение?
Комиссия может принять решение как очно, так и заочно. Скорее всего, на заседание никого вызывать не будут. Могут пригласить лишь заявителя, но только по решению председателя комиссии или иного лица, которое председательствует в заседании. На рассмотрение жалобы отводится 20 рабочих дней. Рассмотрев обращение клиента и обоснование финансовой организации, комиссия может оставить её решение в силе либо отменить его.
Комиссия уведомляет о принятом решении?
Да, комиссия уведомит о нём заявителя и банк не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения. Заявитель получит извещение по электронной почте (если заявление направлялось через интернет-приемную ЦБ) или обычной почтой (если заявление поступило на бумаге). Банку сообщение о решении комиссии направят через его личный кабинет на сайте ЦБ. Если сервис не будет работать, сообщение направят на бумаге в тот же день, когда запрос разместят в личном кабинете.
Что делать после принятия решения комиссией?
В случае отмены комиссией решения банка (иной финансовой организации), финансовое учреждение обязано сообщить Росфинмониторингу, чтобы компанию исключили из черного списка подозрительных клиентов, а в случае обращения «реабилитированного» клиента - провести спорную операцию или открыть счёт. Если комиссия оставила решение финансовой организации в силе, у компании остается возможность обжаловать его в суде.
Можно ли обжаловать «старые» отказы?
Да, указаниями предусмотрено, что обращения заявителей, получивших от финансовой организации отказ от проведения операции или от заключения договора банковского счёта (вклада) до 30 марта 2018 года, будут рассматриваться межведомственной комиссией при Банке России в таком же порядке.
Когда Указание 4760-У вступает в силу?
Документ начал действовать с 21 апреля 2018 года.
Начать дискуссию