Нужно ли проходить ежегодное повышение квалификации бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного учреждения?
Законодательство РФ не содержит требования о ежегодном повышении квалификации бухгалтеров казенных, бюджетных, автономных учреждений. Требование о прохождении бухгалтером программы повышения квалификации установлено профессиональным стандартом «Бухгалтер», однако периодичности прохождения такого обучения данным документом не определена.
Частота прохождения повышения квалификации законодательством РФ установлена только для государственных служащих. В пункте 5 Положения о порядке получения дополнительного образования говорится, что государственные служащие проходят повышение квалификации по решению представителя нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Обоснование. Квалификация работника – его уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ст. 195.1 ТК РФ). Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 196 ТК РФ). Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации установлено ст. 197 ТК РФ. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Вопрос о необходимости ежегодного прохождения бухгалтерами казенных, бюджетных, автономных учреждений обучения в целях повышения квалификации связан с внедрением профессиональных стандартов, в частности профессионального стандарта «Бухгалтер».
В нем в разделе «Требования к образованию и обучению» установлено, что:
1) у бухгалтера должны быть:
– среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
– дополнительное профессиональное образование по специальным программам;
2) у главного бухгалтера должны быть:
– высшее либо среднее профессиональное образование;
– дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.
Периодичность прохождения дополнительного образования стандартом не установлена.
Интересны разъяснения Минтруда, изложенные в Письме от 06.06.2017 № 14-2/10/В-4361. Они касаются внедрения профессиональных стандартов для государственных (муниципальных) учреждений. В данном письме Минтруд дает отсылку к Постановлению № 584, которым предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы).
Планы содержат:
– список профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
– определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
– положения о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
Срок реализации мероприятий планов – не позднее 1 января 2020 года.
Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
– согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
– в силу ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер (Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах, приложение к Письму Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).
Учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), Минтруд настоятельно рекомендует государственным (муниципальным) учреждениям провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.
Из всего вышесказанного следует, что нормативными актами РФ не установлено требование о ежегодном повышении квалификации бухгалтера казенного, бюджетного, автономного учреждения.
Однако периодичность прохождения обучения с целью повышения квалификации установлена для государственных служащих:
– Положением о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (далее – Положение № 1474);
– Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о гражданской службе).
Данными нормативными актами установлено следующее. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных п. 3 Положения № 1474, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе являются (п. 3 Положения № 1474):
– назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
– включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
– решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы;
– назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о гражданской службе.
Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию (п. 1 ст. 62 Закона о гражданской службе).
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Данное образование осуществляется в организациях, ведущих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего.
Таким образом, бухгалтер органа власти, являющийся гражданским служащим, проходит обучение с целью повышения квалификации с периодичностью, установленной работодателем (представителем нанимателя), но не реже одного раза в три года.
Начать дискуссию