Поводом к написанию этой статьи послужило решение № 22-П, которое было вынесено Конституционным судом 31 мая 2018 г. В нем суд проверил конституционность некоторых положений статьи 217 НК РФ и вынес решение именно в пользу налогоплательщика. Справедливости ради надо отметить, что эта тема конституционности положений ст. 217 НК РФ судом рассматривалась и ранее, в частности в Постановлении КС РФ от 13.04.2016 № 11-П. Однако давайте рассмотрим все по порядку.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос одного из гарнизонных военных судов, а основанием — обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции ст. 217 НК РФ, относительно освобождения от налога компенсаций, выплачиваемых военнослужащим вместо полагающихся им дополнительных суток отдыха.
Суть проблемы
Военнослужащим, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» была получена компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха, в которые он привлекался согласно соответствующим приказам к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. С общей суммы выплаченной компенсации в рассматриваемом случае был удержан налог. Налогоплательщик не согласился с удержанием и стал оспаривать его в судебном порядке.
Почему удержали?
В статье 217 НК РФ перечислены виды выплат в адрес физлиц, которые освобождаются от налогообложения НДФЛ. Например, в п. 1 ст. 217 определено, что не подлежат обложению налогом государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Однако при этом в пункте 3 статьи 217 НК РФ определен закрытый перечень установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.
Рассматриваемый пункт 3 статьи 217 НК РФ раскрывает понятие компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, используемое в пункте 1 указанной статьи, и содержит перечень освобождаемых от налогообложения компенсационных выплат, выплачиваемых по различным основаниям. При этом, указанная компенсация, выплачиваемая военнослужащим вместо полагающихся им дополнительных суток отдыха, в ст. 217 НК РФ прямо не поименована. Именно по этой причине на местах данные суммы облагаются при выплате НДФЛ.
А что контролеры?
Следует отметить, что за последние полтора года Минфин России уже обращался к данной теме. В письмах от 18.01.2017 № 03-04-09/1802, от 24.01.2018 № 03-04-09/3551 финансовое ведомство отмечает, что при решении вопроса об удержании НДФЛ с рассматриваемой выплаты следует учитывать позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 № 11-П. В указанном решении суд отметил, что в действующем законодательстве отсутствует система классификации выплат и компенсаций, производимых физическим лицам, и этот факт вносит в положения статьи 217 НК РФ неопределенность при трактовке перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом.
При этом в выше указанных письмах Минфин России отметил, что до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ неопределенность положений статьи 217 НК РФ не может служить основанием для обложения НДФЛ рассматриваемых выплат. Этот вывод был им сделан именно по причине высказанной позиции Конституционного суда РФ.
Решение Конституционного суда РФ № 22-П от 31 мая 2018 г.
Конституционный суд в своем майском решении 2018 года, фактически подтвердил ранее им же (в 2016 г) высказанную позицию о неопределенности некоторых положений ст. 217 НК РФ, отметив при этом, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией РФ и правовыми позициями Конституционного Суда РФ и внести изменения в ст. 217 НК РФ, поскольку за достаточно короткий срок положения данной статьи уже дважды были признаны судом не соответствующими Конституции РФ (в 2016 и в 2018 гг).
В итоге
Конституционный суд в своем Решении от 31 мая 2018 г. № 22-П признал положения пунктов 1 и 3 статьи 217 НК РФ не соответствующими Конституции РФ, а именно ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57. Однако при всем при этом суд обратил внимание на то, что рассматриваемое решение не является основанием для возврата удержанных (уплаченных) ранее сумм НДФЛ, за исключением возврата по результатам рассмотрения конкретного дела.
Другими словами, тем военнослужащим, с выплат которым был удержан НДФЛ в аналогичной ситуации, автоматически возврата налога ждать не приходится. В такой ситуации единственный для них выход — это обращаться в суд.
Начать дискуссию