На форуме «Клерка» возникла интересная тема для обсуждения: организация получила по почте письмо из налоговой, в котором отсутствовала какая-либо информация. В конверт был вложен лист, на котором был указан только адрес самой организации, написана фраза «почтовый адрес», также были указаны Ф.И.О. и контактный телефон налогового инспектора. Попытки связаться с инспектором по указанному телефону и прояснить ситуацию с полученным письмом оказались безуспешными, т.к. он оказался нерабочим.
Обсуждая эту ситуацию на форуме, мы выяснили, что такого сорта письма из ИФНС — явление неединичное, а систематическое.
По этой причине важно определиться: что это может значить, как организация должна реагировать на пустое письмо из ИФНС? Стоит ли на него отвечать и что именно, несмотря на то, что конкретных требований оно не содержит?
Согласно ст. 31 НК РФ налоговому органу разрешено направлять в адрес налогоплательщика различные документы, установленные НК РФ и используемых при реализации своих полномочий: уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, требование о предоставлении документов (информации), требование об уплате налогов/сборов и т.п. Они должны быть оформлены по установленным формам и форматам (п. 4 ст. 31 НК РФ), в частности, в соответствии с требованиями, установленными Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
По общему правилу, указанные документы могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ). При отправке документов по почте заказное письмо направляется в организацию по адресу места ее нахождения, содержащемуся в данных ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ), и будет считаться полученным последней на шестой день со дня отправки заказного письма вне зависимости от его фактического получения или неполучения организацией (п. 4 ст. 31 НК РФ).
Таким образом, любой документ, направляемый налоговым органом в адрес налогоплательщика, должен быть предусмотрен НК РФ и составлен в соответствии с утвержденными правилами. При направлении документа по почте в адрес налогоплательщика используется только формат заказного письма.
Заказное или простое?
Согласно «Правилам оказания услуг почтовой связи» (Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234), основное отличие заказного письма от простого в том, что заказному письму присваивается трек-номер, по которому можно отследить весь путь корреспонденции от отправителя к адресату. Получение заказного письма осуществляется на основании извещения, подпись в котором подтверждает факт его вручения. Простое же письмо опускается в почтовый ящик, и судьба его реального вручения никого не интересует. Таким образом, если в адрес организации пришло извещение о поступлении заказной корреспонденции, то получить его однозначно необходимо, т.к. это может быть письмо, в том числе, из налогового органа.
При получении пустого письма из ИФНС компании необходимо в первую очередь определить, с каким письмом она имеет дело — заказным или простым. Определить это можно по наличию извещения, в котором также будет указан трек-номер отправления — по нему в открытом доступе на сайте Почты России можно проверить дату отправки и отправителя письма, т.е. станет понятно действительно ли письмо направлено именно ИФНС. Если организация получила простое письмо, то, с моей точки зрения, реагировать на него вообще не стоит, т.к. подобное письмо могло быть отправлено не налоговой инспекцией.
Содержание письма
Пустое письмо из ИФНС не соответствует установленным формам и форматам к документам, направляемым налоговым органам, поэтому, по сути, не будет являться налоговым запросом, а, соответственно, у налогоплательщика отсутствует обязанность предоставлять на него ответ и вообще как-то реагировать. С другой стороны, нельзя исключать возможность технического сбоя или человеческий фактор, в результате которого нужное требование/уведомление и т.п. просто не попали в конверт, но будут отмечены в налоговой как отправленные налогоплательщику.
Также имеется и еще одна конспирологическая версия о том, для чего рассылает такие письма ИФНС: это банальная проверка реальности адреса и места нахождения организаций. При отсутствии ответа инспекторы могут отразить у себя данные об отсутствии организации по адресу. Чтобы избежать в дальнейшем возможных споров с налоговым органом, а также наказания в виде штрафа за игнорирование запросов налоговиков, будет лучше, если организация сделает попытку уточнить информацию по содержанию полученного письма.
Получение пустого письма можно зафиксировать с помощью фотосъемки и составления акта о вскрытии письма, подписанного руководителем и несколькими сотрудниками. После этого, данный акт следует направить в налоговую инспекцию с запросом об уточнении информации, которая требуется налоговому органу.
Также в нем можно указать на подтверждение адреса места нахождения организации. Указанный запрос с прилагаемым актом можно подать в канцелярию ИФНС, отправить по ТКС или с помощью сервиса nalog.ru. Налоговый орган будет обязан официально ответить на полученное обращение. Но даже если никакого ответа от налоговиков не поступит, то компания в любом случае будет иметь доказательства, что предпринимала попытки уточнить информацию и выполнить требование налогового органа. Такая последовательность действий исключит применение со стороны налоговиков санкций.
Если в полученном письме есть контактный телефон инспектора, направившего пустой запрос, то дополнительно можно связаться с ним и уточнить информацию. Если номер окажется недоступным, то позвоните по общим телефонам налогового органа для прояснения ситуации и связи с инспектором, который направил или мог направить это «загадочное» пустое письмо.
Комментарии
2Аноним, Вы писали:
в "тандеме" беспокоиться всегда только один.
Или - ИФНС, или - налогоплательщик.
Напишите в ИФНС ответ со слов "Исковое"....