Личные финансы

«Личная бухгалтерия»: 10 советов, как научить детей считать деньги

По статистике, 61% родителей не привлекает детей к вопросам планирования семейного бюджета. Тем не менее, обучать детей финансовой грамотности стоит обязательно. Начинать можно с 6–7 лет.
«Личная бухгалтерия»: 10 советов, как научить детей считать деньги

По данным Национального агентства финансовых исследований, 61% родителей не привлекает детей к вопросам планирования семейного бюджета. Тем не менее, обучать детей финансовой грамотности стоит обязательно. Начинать можно с 6–7 лет. Собрали 10 советов, как преподать ребенку правила обращения с наличностью.

Совет № 1: Расскажите о номинале

Ребенок должен понимать, что каждая купюра или монета имеет свою ценность. Необходимо рассказать маленькому покупателю, сколько копеек в рубле, в чем разница между бумажными и металлическими деньгами, научить подсчитывать разное количество мелочи. Можно наглядно разложить перед ребенком несколько стопок монет разного достоинства.

Совет № 2: Поиграйте в игру «продавец-покупатель»

Если ваши дети еще ни разу не ходили самостоятельно за покупками, то нужно с ними проиграть ситуацию купли-продажи игрушек, булочек или коробок сока. Желательно использовать настоящие деньги, чтобы ребенок привык к обращению с ними, правильно считал сумму и сдачу. Кроме того, так малыш поймет, хватит ли ему имеющихся средств на покупку той или иной вещи. Будет полезно проиграть разные ситуации, представив на выбор отличающиеся по свойствам и цене товары.

Совет № 3: Совершайте совместные походы в магазин

Рано или поздно вашему отпрыску придется самостоятельно идти в магазин, поэтому нужно, чтобы он заранее понял суть денег. Предварительно составьте небольшой список товаров, которые требуется купить в очередной поход в супермаркет. Пусть ребенок сам берет продукты с полки и складывает их в корзину, одновременно вычеркивая из списка. При этом если сам маленький покупатель берет первый же попавшийся вариант или смотрит только на красочность упаковки, то необходимо научить его читать ценники, изучать вес и стоимость.

Объясните ребенку, что если купить товар чуть дешевле, то сдача окажется больше, поэтому на нее удастся приобрести что-то еще, чего не было в списке. Возможно, в вашем перечне товаров окажется то, без чего семья может обойтись сегодня, но без чего будет невозможно приготовить ужин завтра. Расскажите, что следует сначала брать то, что необходимо, а не то, что хочется. Пусть в финале похода в магазин ребенок под вашим контролем сам расплатится на кассе, получит сдачу и чек.

Совет № 4: Дайте возможность зарабатывать

Выработайте правила, в каких случаях ребенок может получать вознаграждение за свой труд. Речь не идет о деньгах за пятерки в школе, хорошее поведение или выполнение порученных домашних обязанностей. Но то, что сделано сверх этого, вполне может быть оценено материально. Важно — договориться обо всем заранее.

Начав зарабатывать, ребенок поймет, как достаются деньги, и вряд ли станет их транжирить в первый же день.

Совет № 5: Объясните, что деньги могут заканчиваться

В целях наглядности составьте список. В самом верху листа напишите сумму, а ниже необходимые пункты затрат: на транспорт, питание в школе, кино, сладости. Каждый день вычеркивайте ту графу, в соответствии с которой уже были потрачены деньги, пишите остаток суммы. Так ребенок увидит, что число стало меньше. Если же ему захочется купить что-то, чего нет в плане, то придется отказаться от чего-то, уже занесенного в список.

Совет № 6: Обучайте понятиям «потребность» и «возможность»

Чтобы избежать нерационального расходования средств, нужно, чтобы ребенок понимал разницу между потребностями, возможностями и развлечениями. Родителям нужно рассказать чаду, как не тратить больше того, что у тебя есть. При этом не нужно говорить прямо «мы не можем себе это позволить», «у нас нет денег», важно подвести маленького покупателя к мысли о рациональном расходовании средств, в противном случае малыш будет чувствовать себя бедным.

Совет № 7: Приучите к отказам

Донесите до ребенка мысль, что иногда ему придется отказывать от приобретения той или иной вещи. Причем происходить это может вовсе не из-за недостатка денег, а, например, потому что нужно накопить на покупку дорогостоящего предмета, о котором он давно мечтал. Даже если вы увидите, что всю полученную сумму чадо потратило, не отложив в копилку ни рубля, то не нужно вмешиваться или самому приобретать ту самую игрушку или машинку. Вскоре ребенок сам поймет, что для достижения своей мечты нужно сократить расходы и тратить меньше, отказаться от регулярного приобретения шоколадок или жвачек.

Совет № 8: Научите копить

Купите ребенку две копилки или сделайте две прозрачные банки, на одной из которых надпишите «на текущие расходы», на второй — «на мечту» (это может быть игрушка, мелкая электроника, оригинальная одежда, аксессуары). Первая из емкостей должна быть чуть меньше, деньги из нее малыш сможет тратить на все, что ему необходимо купить «сейчас». Однако здесь же стоит напомнить, что эти средства очень быстро закончатся, если приобретать «безделушки» слишком активно, либо же ребенку придется ждать следующих «поступлений» или больше поработать.

Совет № 9: Объясните принцип действия рекламы

Школьникам и подросткам трудно бороться с соблазнами, они легко поддаются влиянию рекламы. Расскажите ребенку, что реклама нацелена на то, чтобы управлять покупателем, заставлять его покупать даже ненужное. Объясните, что если малыш чувствует, что раньше никогда даже не думал приобрести ту игрушку или наушники в виде рыбок, а сейчас ему вдруг они жизненно стали необходимы, то он попался на крючок рекламы. Посоветуйте отложить покупку, скорее всего, через пару недель ребенок сам забудет про эту вещь. И стоит напомнить ему об этом, объясняя, что судя по отсутствию интереса, эта покупка была совсем не нужна.

Совет № 10: Приучайте не занимать

Никогда не давайте денег авансом, не пытайтесь купить ребенку вещь, на которую он копит, но у него никак не получается. Так у вашего сына или дочери сформируется мнение, что деньги можно взять в любой момент, где угодно, не нужно стараться их сохранять или зарабатывать, если рядом всегда есть доступный источник. Таким образом, вы не только избежите трагедий связанных с отсутствием средств на нужные предметы, но и поможете ребенку избавиться от склонности брать в долг или кредит. Постепенно ребенок научится управлять имеющимися суммами, найдет баланс между расходами и доходами.

Уроки обращения с деньгами с самого малого возраста помогут ребенку не только считать деньги, но и правильно управлять ими. В будущем, когда он подрастет, у него не возникнет проблем с планированием бюджета, ведь он будет знать, сколько средств он сможет потратить сейчас, сколько потом, а какую сумму готов отложить для приобретения чего-то значимого.

Начать дискуссию