ФНС выпустила письмо № СА-4-7/11051@ от 07.06.2018, в котором довела до налоговиков на местах свои рекомендации при проведении выездных проверок. Рекомендации основаны на судебной практике. Рассказываем, на чем ФНС сделала акцент.
Камеральная & выездная
Если с возмещением НДС после камеральной проверки не возникло никаких проблем, это не означает, что от проблем вы автоматически застрахованы при выездной проверке.
Выездные налоговые проверки являются самостоятельной формой налогового контроля, поэтому независимо от выводов, содержащихся в ранее принятых налоговым органом решениях по результатам камеральных налоговых проверок, в том числе выводов об обоснованности возмещения НДС, по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по налогу.
В качестве примера, подтверждающего данную позицию, приводятся судебные решения:
- Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 по делу № А33-10298/2010;
- Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О;
- Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2672-О.
Уменьшение налога на прибыль
Согласно пункту 1 статьи 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов.
Поэтому налоговый орган, доначислив по результатам ВНП прямые налоги, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.
Такой вывод, в частности, содержатся в ряде судебных решений:
- Определение ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015;
- Определение ВС РФ от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015;
- Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015;
- Постановление Президиума Вас РФ от 06.07.2010 № 17152/09 по делу № А29-5718/2008;
- Определение ВАС РФ от 15.04.2011 № ВАС-4100/11 по делу № А76-39977/2009-41-862/169;
- Определение ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016;
- Определение ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015.
В письме ФНС указывается на необходимость установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.
Уточненки
НК не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.
В случае подачи налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право, как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную ВНП. Налоговый орган также вправе проверить уточненные налоговые декларации исключительно в рамках камеральных налоговых проверок.
Вместе с тем ФНС напоминает, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 54 НК установлено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
В этом случае ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны. Соответственно, исправление такой ошибки (искажения) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым.
Однако при этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога.
В своих рекомендациях по этому вопросу ФНС ссылается на следующие судебные решения:
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 по делу № А79-10989/2015;
- Определение ВС РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013;
- Определение ВС РФ от 20.04.2018 № 307-КГ18-3827 по делу № А56-24148/2017;
- Определение ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016.
Начать дискуссию