Обзоры для бухгалтера

Как с 1 июля изменились правила оформления документов в компании

Разбираемся в новом ГОСТе.
Как с 1 июля изменились правила оформления документов в компании

Что произошло?

1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утверждённый приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст.

Что содержит новый ГОСТ?

В ГОСТе определены правила оформления и состав реквизитов документов, в том числе в электронном виде; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов и подготовки копий кадровых документов.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 принят на смену ГОСТу Р 6.30-2003.

Зачем понадобилось менять стандарт?

Госорганы были вынуждены инициировать принятие нового ГОСТа, т.к. за последние годы многое изменилось в правилах делопроизводства. Например, появились расхождения, которые возникли в составе реквизитов документов в связи с принятием Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477). Кроме того, на обновление стандарта повлияло и то обстоятельство, что по сравнению с 2003 годом, когда утверждался и вводился в действие ГОСТ Р 6.30-2003, значительно расширилась сфера использования электронных документов в управлении.

Обязательно ли применять новый ГОСТ?

Формально применение ГОСТа не является обязательным, однако его использование даёт определенные преимущества:

— это оправдано экономически;

— это позволяет исключить возможные проблемы при взаимодействии посредством документов различных организаций между собой;

— применение стандарта повышает культуру работы с документами.

Кроме того, оформление документов в соответствии с ГОСТ гарантирует их юридическую значимость как судебного доказательства. Суды при рассмотрении документа оценивают его с точки зрения оформления, опираясь на положения стандарта.

Если организация принимает решение применять национальный стандарт, он приобретает для нее характер нормативного документа.

Кому в организации предназначен ГОСТ?

Стандарт предназначен всем, кто в той или иной степени участвует в подготовке организационно-распорядительных документов, при этом: исполнитель (кадровик, бухгалтер, юрист, делопроизводитель, секретарь и др.) получает простые и понятные правила оформления документов; в свою очередь, руководитель с помощью нового ГОСТа может проконтролировать правильность оформления документов исполнителями.

Какие документы подпадают под действие стандарта?

Изменения в правилах оформления затронули документы общего делопроизводства. Это положения, правила, инструкции, регламенты, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки, копии кадровых документов, в том числе трудовых книжек и пр.

Положения стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Что нового в правилах оформления документов?

Отметим несколько моментов. В новом ГОСТе:

— подробно описано, как создавать документ: нумеровать страницы, использовать шрифт, делать отступы и межстрочные интервалы;

— изменены требования к заверению копий документов, передаваемых в другие организации, в том числе копий кадровых документов (трудовых книжек и пр.);

— предусмотрена возможность согласовывать документ и оформлять резолюцию в электронном виде.

— обновлен список реквизитов, например, отдельным реквизитом стало название филиала, представительства или иного подразделения, которое создало документ. Оно указывается под наименованием организации.

— появился «гриф ограничения доступа к документу» с ограничительной надписью, например «Конфиденциально» или «Коммерческая тайна».

— многостраничные документы (например, локальные нормативные акты) можно создавать на обеих сторонах листа.

Как по ГОСТу заверять копии?

По новому ГОСТу, если документ скопирован для внутреннего пользования, то заверять его можно, как и прежде. Стоит указать слово «Верно», сведения о том, кто заверил копию (его должность, подпись и её расшифровку), а строчкой ниже — дату заверки.

Если же копия документа должна быть направлена в другую организацию или учреждение, то новые правила требуют указывать место, где хранится оригинальный экземпляр документа, например, той же трудовой книжки.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию