Обзоры для бухгалтера

Где и какие электронные подписи могут понадобиться бухгалтеру

Как за последний год расширилась сфера применения электронных подписей, и что изменится в ближайшее время?
Где и какие электронные подписи могут понадобиться бухгалтеру

Уже который год подряд июль становится границей, после которой электронная подпись нужна новой категории бизнеса или граждан. Проанализируем, как за последний год расширилась сфера применения электронных подписей, и что изменится в ближайшее время.

Электронные больничные

Год назад — с 1 июля 2017 года — медики начали оформлять наряду с бумажными электронные больничные листы. Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил последние юридической силой.

По данным ФСС на 30.03.2018 доля электронных листков нетрудоспособности составляет всего 2,46% от общего числа выданных больничных. Однако есть регионы, где доля электронных больничных составляет 45-60% — это Белгородская, Липецкая и Кемеровская области.

Право или обязанность?

Пока работодатель-страхователь может отказаться от подключения к электронному взаимодействию с ФСС и не создавать личный кабинет на сайте «Соцстраха». Штрафы за это не грозят, а работники просто будут получать бумажные больничные. Но, возможно, ФСС будет стимулировать больницы переходить на электронные больничные, например, сокращая квоты на бумажные листки.

Кому и какая подпись нужна?

Врач подписывает выданный им электронный больничный личным квалифицированным сертификатом электронной подписи (далее — КЭП) физического лица, а медучреждение загружает документ в систему ФСС, подписывая квалифицированной подписью юридического лица. Бухгалтеру работодателя КЭП не нужна: он может заполнить свою часть больничного, заходя в личный кабинет на сайте «Соцстраха» по логину и паролю.

Отчетность в ЛесЕГАИС

Согласно распоряжению правительства № 911-р от 12.05.2017 с 1 июля 2017 абсолютно все сделки с лесом и пиломатериалами регистрируют в Рослесхозе. До этого момента регистрировали только сделки с круглым. лесом. Сделать это можно исключительно в электронном виде через Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины (ЛесЕГАИС). Кроме того, участники рынка оформляют в ЛесЕГАИС и сопроводительный документ на каждую перевозку древесины любым транспортом.

Право или обязанность?

Это обязанность для всех юридических лиц, которые занимаются транспортировкой, заготовкой, продажей и покупкой древесины.

Кому и какая подпись нужна?

Для документооборота в ЛесЕГАИС нужен базовый квалифицированный сертификат, выпущенный на сотрудника, который работает с системой. С такой КЭП можно работать не только в ЕГАИС учета древесины, но и в других информационных системах и на электронных торговых площадках.

Сметные цены на строительные ресурсы

С ноября 2017 года производители и поставщики строительных ресурсов обязаны ежеквартально размещать сметные цены на свою продукцию в информационной системе Минстроя ФГИС СЦ. Правила работы в информационной системе ФГИС ЦС прописаны в постановлении «О мониторинге цен строительных ресурсов» № 1452 от 23.12.2016. Система призвана собирать, анализировать и хранить сведения, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Право или обязанность?

Это требование распространяется на ограниченный круг юридических лиц: российские производители строительных ресурсов, импортеры строительных ресурсов, перевозчики строительных ресурсов и собственники грузовых вагонов. Реестр организаций, обязанных отчитываться во ФГИС ЦС, постоянно обновляется.

Кому и какая подпись нужна?

Для работы на портале ФГИС ЦС подойдет базовый квалифицированный сертификат, с которым можно работать во множестве других информационных систем.

Электронная закладная на недвижимость

С 1 июля 2018 года покупатели ипотечного жилья смогут заполнить форму электронной закладной на портале Госуслуг, на сайте Росреестра, у нотариуса или в онлайн-системах банка, который выдает ипотеку. Заявитель получит документ в электронном виде на е-мейл, а запись о закладной будет храниться в депозитарии Росреестра.

Таким же образом можно оформить не только закладную, но провести всю сделку с недвижимостью через интернет, без визита в МФЦ или сам Росреестр.

Кому и какая подпись нужна?

Для подписания электронной закладной КЭП нужна и сотруднику банка, и покупателю квартиры, и государственному регистратору.

Право или обязанность?

Оформлять закладную на бумаге или в электронном виде, решают сами участники рынка ипотечного кредитования. Некоторые банки стараются привлечь клиентов регистрировать сделки с недвижимостью именно через интернет. Например, Сбербанк снижает процентную ставку на 0,1 для тех, кто готов оформить закладную в электронном виде.

Электронные ПТС

Производители автомобилей должны были перейти на систему электронных паспортов транспортных средств еще с 1 июля 2017. Однако этот срок отложили до 1 июля 2018 года. С этого времени на новые автомообили можно оформить электронные ПТС.

Такой документ будет храниться в специальной базе, а доступ к нему будут иметь сотрудники Госавтоинспекции, участники систем электронных паспортов (производители и дилеры) и собственники транспортных средств.

Введение электронных ПТС не меняет процесс покупки или продажи автомобиля. Нужно будет оформить договор купли-продажи и получить свидетельство о регистрации транспортного средства.

Право или обязанность?

В каком виде выдать ПТС — бумажном или электронном — может решать сам автопроизводитель и дилер. С1 июля 2018 года по ноябрь 2019 допускается одновременный выпуск как бумажных так и электронных паспортов. Автовладельцы также пока могут сами решать, менять бумажный ПТС на электронный или нет.

Кому и какая подпись нужна?

Для работы в «Системе электронных паспортов» потребуется КЭП, с помощью которой сотрудники будут подтверждать свои действия, внося информацию в электронный ПТС. Собственникам транспортных средств не нужна КЭП.

Анна Тресвятская, эксперт УЦ СКБ Контур

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию