Уже который год подряд июль становится границей, после которой электронная подпись нужна новой категории бизнеса или граждан. Проанализируем, как за последний год расширилась сфера применения электронных подписей, и что изменится в ближайшее время.
Электронные больничные
Год назад — с 1 июля 2017 года — медики начали оформлять наряду с бумажными электронные больничные листы. Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил последние юридической силой.
По данным ФСС на 30.03.2018 доля электронных листков нетрудоспособности составляет всего 2,46% от общего числа выданных больничных. Однако есть регионы, где доля электронных больничных составляет 45-60% — это Белгородская, Липецкая и Кемеровская области.
Право или обязанность?
Пока работодатель-страхователь может отказаться от подключения к электронному взаимодействию с ФСС и не создавать личный кабинет на сайте «Соцстраха». Штрафы за это не грозят, а работники просто будут получать бумажные больничные. Но, возможно, ФСС будет стимулировать больницы переходить на электронные больничные, например, сокращая квоты на бумажные листки.
Кому и какая подпись нужна?
Врач подписывает выданный им электронный больничный личным квалифицированным сертификатом электронной подписи (далее — КЭП) физического лица, а медучреждение загружает документ в систему ФСС, подписывая квалифицированной подписью юридического лица. Бухгалтеру работодателя КЭП не нужна: он может заполнить свою часть больничного, заходя в личный кабинет на сайте «Соцстраха» по логину и паролю.
Отчетность в ЛесЕГАИС
Согласно распоряжению правительства № 911-р от 12.05.2017 с 1 июля 2017 абсолютно все сделки с лесом и пиломатериалами регистрируют в Рослесхозе. До этого момента регистрировали только сделки с круглым. лесом. Сделать это можно исключительно в электронном виде через Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины (ЛесЕГАИС). Кроме того, участники рынка оформляют в ЛесЕГАИС и сопроводительный документ на каждую перевозку древесины любым транспортом.
Право или обязанность?
Это обязанность для всех юридических лиц, которые занимаются транспортировкой, заготовкой, продажей и покупкой древесины.
Кому и какая подпись нужна?
Для документооборота в ЛесЕГАИС нужен базовый квалифицированный сертификат, выпущенный на сотрудника, который работает с системой. С такой КЭП можно работать не только в ЕГАИС учета древесины, но и в других информационных системах и на электронных торговых площадках.
Сметные цены на строительные ресурсы
С ноября 2017 года производители и поставщики строительных ресурсов обязаны ежеквартально размещать сметные цены на свою продукцию в информационной системе Минстроя ФГИС СЦ. Правила работы в информационной системе ФГИС ЦС прописаны в постановлении «О мониторинге цен строительных ресурсов» № 1452 от 23.12.2016. Система призвана собирать, анализировать и хранить сведения, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Право или обязанность?
Это требование распространяется на ограниченный круг юридических лиц: российские производители строительных ресурсов, импортеры строительных ресурсов, перевозчики строительных ресурсов и собственники грузовых вагонов. Реестр организаций, обязанных отчитываться во ФГИС ЦС, постоянно обновляется.
Кому и какая подпись нужна?
Для работы на портале ФГИС ЦС подойдет базовый квалифицированный сертификат, с которым можно работать во множестве других информационных систем.
Электронная закладная на недвижимость
С 1 июля 2018 года покупатели ипотечного жилья смогут заполнить форму электронной закладной на портале Госуслуг, на сайте Росреестра, у нотариуса или в онлайн-системах банка, который выдает ипотеку. Заявитель получит документ в электронном виде на е-мейл, а запись о закладной будет храниться в депозитарии Росреестра.
Таким же образом можно оформить не только закладную, но провести всю сделку с недвижимостью через интернет, без визита в МФЦ или сам Росреестр.
Кому и какая подпись нужна?
Для подписания электронной закладной КЭП нужна и сотруднику банка, и покупателю квартиры, и государственному регистратору.
Право или обязанность?
Оформлять закладную на бумаге или в электронном виде, решают сами участники рынка ипотечного кредитования. Некоторые банки стараются привлечь клиентов регистрировать сделки с недвижимостью именно через интернет. Например, Сбербанк снижает процентную ставку на 0,1 для тех, кто готов оформить закладную в электронном виде.
Электронные ПТС
Производители автомобилей должны были перейти на систему электронных паспортов транспортных средств еще с 1 июля 2017. Однако этот срок отложили до 1 июля 2018 года. С этого времени на новые автомообили можно оформить электронные ПТС.
Такой документ будет храниться в специальной базе, а доступ к нему будут иметь сотрудники Госавтоинспекции, участники систем электронных паспортов (производители и дилеры) и собственники транспортных средств.
Введение электронных ПТС не меняет процесс покупки или продажи автомобиля. Нужно будет оформить договор купли-продажи и получить свидетельство о регистрации транспортного средства.
Право или обязанность?
В каком виде выдать ПТС — бумажном или электронном — может решать сам автопроизводитель и дилер. С1 июля 2018 года по ноябрь 2019 допускается одновременный выпуск как бумажных так и электронных паспортов. Автовладельцы также пока могут сами решать, менять бумажный ПТС на электронный или нет.
Кому и какая подпись нужна?
Для работы в «Системе электронных паспортов» потребуется КЭП, с помощью которой сотрудники будут подтверждать свои действия, внося информацию в электронный ПТС. Собственникам транспортных средств не нужна КЭП.
Анна Тресвятская, эксперт УЦ СКБ Контур
Начать дискуссию