В нашей практике было несколько почти одинаковых кейсов. В ходе плановой проверки ГИТ пыталась найти функции водителей в должностных инструкциях менеджеров и торговых представителей, использующих служебные автомобили. Такие признаки обязательно находились, следовало предписание и судебное разбирательство. Юристы успешно отстаивали позиции компаний-клиентов. Но инспекция продолжала свои попытки в ходе других проверок.
Признание водителями сотрудников, использующих автомобили компании, потребует массу действий: предрейсовые и послерейсовые медосмотры, обязательное психиатрическое освидетельствование и т.д.
Случаи привлечения к ответственности, если их не проводить, в практике существуют.
Сложность же заключается в том, что закон не полностью и не точно определяет эту сторону вопросу. В сфере профессиональной деятельности (автотранспортные, логистические компании, водители, специально взятые на работу в этом качестве) – регулирование существует, но непонятно, как быть, если корпоративные авто используются для поездок к партнерам, клиентам и т.д. Из-за этого возникает вероятность различных трактовок надзорными органами.
Пытаясь признать менеджеров водителями, они опираются на различные нормативные требования. Сегодня, например, есть практика ссылок на Правила дорожного движения, в соответствии с которыми водителем признается человек, управляющий транспортным средством как в личных, так и служебных целях. Нетрудно догадаться, что любой менеджер на корпоративном автомобиле подходит под это описание.
Но практика может стать другой уже в ближайшее время. 21 декабря 2018 года вводятся в действие изменения в федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Дело в том, что он распространяет требования на все компании, эксплуатирующие автомобили, а не только транспортные организации.
Так, обязательными действиями для работодателей будут в том числе: проведение различных медосмотров (предварительные, периодические, предрейсовые, послесменные), проверка соблюдения режима труда и отдыха, оснащение техники тахографами, проверка технического состояния автомобиля.
А если сотрудник на корпоративном транспорте перевозит пассажиров, скажем, на вокзал или на запланированную встречу, у компании появляются и другие требования. Например, назначение ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проведение предрейсового контроля состояния автомобиля, выдача сотруднику путевого листа и т.д.
Если в компании собственный транспорт, неважно – в лизинге, аренде или собственный, лучше, в первую очередь, проанализировать политику по управлению автомобилями. В нем, как правило, и встречаются признаки водителя. Конечно, надо оценить и должностные обязанности сотрудников, которые используют служебные машины. Главная задача – не иметь во внутренних документах признаков того, чтобы сотрудников признали водителями.
Следовательно, вопрос стоит в правильных и верных формулировках. Например, запретить менеджерам и представителям компании перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях, организовать проведение медосмотров сотрудников до выдачи автомобиля.
Не лишним будет зафиксировать некоторые обязанности, связанные с автомобилями, допустим, запретить пользоваться при наличии серьезных неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто в соответствии с законодательными нормами, определить сроки и порядок технического обслуживания. Кроме того, можно перевести сотрудников на служебных авто – на дистанционный труд. Для такой категории сотрудников ст.312.3 ТК РФ не обязывает проходить медицинские осмотры.
Но не все так печально, как могло показаться. Наилучший способ разобраться и получить правильный ответ – провести аудит внутренних документов в компании. Это позволит понять, есть ли в них признаки водителей, а значит, предпринять правильные действия далее.
Комментарии
3Abra, Вы писали:
Согласна с жесткими требованиями ко всем кто сидит за рулем, независимо личный автомобиль или служебный. Беспредел на дорогах очень дорого обходится.