Федор Суворов, корреспондент «УНП»
Федеральная налоговая служба напомнила импортерам товаров из Белоруссии о том, как должны выглядеть сопроводительные документы на груз. Правила оформления содержатся в письме ФНС России от 04.04.06 № ММ-6-03/356. Корреспондент «УНП» выяснил, чем грозит налогоплательщикам представление неполного комплекта документов, и получил от налоговиков совет на тему, как избежать ошибок.
Поставить к вычету НДС, уплаченный за импортированный из Белоруссии товар, можно только при наличии на заявлении о ввозе отметки налоговой инспекции (письмо ФНС России от 02.03.05 № ММ-6-03/167). Отметка проставляется, если импортер сдал в свою налоговую инспекцию не только декларацию по «белорусскому» НДС, но и соответствующий комплект документов. В него входят: выписка из банка, подтверждающая уплату налога; договор; транспортные документы, свидетельствующие о перемещении товара; товаросопроводительный документ, выданный белорусским контрагентом (межправительственное соглашение от 15.09.04).
В письме от 04.04.06 № ММ-6-03/356 специалисты Федеральной налоговой службы разъяснили, какие именно документы считаются сопроводительными. Согласно письму, на каждый груз должны быть две накладные: транспортная и товаросопроводительная. Если товар ввозится автомобилем, необходимо иметь транспортную CMR-накладную. А в качестве товаросопроводительного документа может быть использована как ТТН-1, так и ТН-2, указывают налоговики. При доставке груза поездом (самолетом) помимо специальной железнодорожной (авиагрузовой) накладной обязательно следует оформить ТН-2.
В управлении администрирования косвенных налогов ФНС России корреспонденту «УНП» объяснили причины актуальности данного письма. Чтобы получить отметку на заявлении о ввозе, российский налогоплательщик представляет в инспекцию договор поставки, выписку банка и ТТН-1. По словам чиновника, доставляя товар автомобилем, белорусские контрагенты или перевозчики нередко забывают о CMR-накладной и сдают импортеру только ТТН-1. В этом случае инспекция может отказать в проставлении отметки.
«Дело в том, что требуется представить как транспортный документ, подтверждающий перемещение товара, так и товаросопроводительный документ. Товаросопроводительный документ представлен - это ТТН-1. А транспортный документ, которым в данном случае является CMR-накладная, отсутствует. Нет комплекта документов - нет отметки. А без отметки не будет вычета», - пояснили нам в ФНС. Поэтому, заметил чиновник, лучше подстраховаться и оговорить в контракте с перевозчиком или поставщиком правила оформления груза: «В договоре можно прямо перечислить все необходимые сопроводительные документы. Например, указать, что при «автомобильной» доставке импортер примет товар только при наличии CMR-накладной, а также ТТН-1 либо ТН-2».
Начать дискуссию